ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЕВРЕЕВ В СССР.

                              

          Иосиф Кременецкий “Евреи при большевистском строе.” Миннеполис 1999

 

Как уже отмечалось выше, ставшее доступным после революции образование, вызвало среди молодых евреев огромный поток студентов в различные учебные заведения. Это относится как к области точных наук, так и к техническим и к гуманитарным специальностям. В рамках этого параграфа мы остановимся лишь на технических специальностях и близких к ним. Если вспомнить, что в период либерализации в учебных заведениях Европы и Америки процент учащихся евреев был всегда выше их доли в популяции в сравнении с долей коренной национальности, то можно говорить о тяге к интеллектуальной деятельности как о закономерности в жизни еврейских общин периода 19 и 20 вв. Такая закономерность подтвердилась и в СССР. Поэтому перед 2-й мировой войной в промышленности создалось такое положение, при котором в ней работало непропорционально много евреев на различных уровнях. Несмотря на антисемитизм Сталина и некоторой части его окружения, постоянная гонка за преобладание военно-экономической мощи над другими державами мира не оставляла времени на подготовку достаточного количества собственных национальных  кадров в промышленности.

Политбюро требовало постоянного ускорения роста производства. Нужно было использовать имевшиеся кадры инженеров евреев. Это вовсе не означает, что отсутствовала дискриминация, она принимала лишь различные более мягкие формы. Так и получалось, что на некоторых крупных промышленных предприятиях, стройках, в научно-исследовательских организациях руководящие и технические посты заняли евреи. Хотя почти везде посты главных руководителей предприятий и организаций, являвшиеся "номенклатурой" того или иного партийного органа (райкома или горкома КПСС или ЦК партии республиканского или союзного уровня), занимали, как правило, представители коренной национальности. Но, в некоторых случаях, при нехватке кадров и на эти посты приходилось ставить евреев. Господствующая марксистско-ленинская идеология теоретически не допускала дискриминации. Поэтому работникам центрального  аппарата и местных партийных органов приходилось первое время изобретать различные обоснования для её осуществления. Однако, крепко сидящий на своём месте руководитель мог позволить себе принимать на работу и даже выдвигать инженеров евреев на руководящие посты, иногда игнорируя политику вышестоящих руководителей. Партийное руководство предприятий, как правило, находилось в зависимости от директора, который обычно был членом райкома партии. А главной заботой руководителя являлось выполнение плана. Это позволяло отдельным директорам предприятий добиваться послаблений в указаниях о кадровой политике и ставить евреев на руководящие должности. Антисемитская кадровая политика не была законодательно установленной и, поэтому, не была последовательной. Во многих случаях от неё существенно отклонялись. Это позволяло временами заполнять вакантные руководящие посты инженерами евреями.

Выдвигались евреи и на руководство некоторыми стройками ГУЛАГа. В данном случае партийное руководство желало использовать их организаторские способности и инициативу. Не для оправдания, а для понимания положения этих, людей нужно вспомнить, что у них не было альтернативного выбора. Отказ от назначения означал зачисление в стан "врагов народа" со всеми последствиями. Были, правда, и такие, которые шли на это добровольно. Но их было ничтожное меньшинство.

Несмотря на все потери, связанные с некомпетентностью и волюнтаристскими принципами руководства, промышленность страны развивалась довольно быстрыми темпами. Правда, развитие это было крайне неравномерным. Появились так называемые "приоритетные отрасли". Возникло и множество отраслей промышленности, которых ранее не было. Создание их происходило в ненормальных условиях. Технически безграмотное, но проникнутое амбициозной верой, руководство страны ставило перед специалистами практически невыполнимые задачи.

Политика партии в области промышленного развития страны определялась двумя основными факторами: промышленной отсталостью страны, обусловливающей её неконкурентноспособность на мировой арене, и уверенностью, что с помощью насилия можно преодолеть любые трудности. Психологические особенности личности Сталина, напоминающие  восточного деспота времён средневековья, превращали страну в подобие империи с господствующим рабовладельческим строем и ничем не ограниченной властью. Поскольку такое положение резко контрастировало с марксистской идеологией, Сталин взял на себя задачу "подправить" эту идеологию таким образом, чтобы она оправдывала всё то, что происходило в стране. Это логически привело его к уничтожению "ленинской гвардии", т.е. той части партии, которая считала, в соответствии с принципами ортодоксального марксизма, что Россия до перехода к социализму должна пройти ещё промежуточный этап развития. Принятие этого принципа толкнуло Ленина к решению допустить НЭП, а Бухарина к мысли о необходимости дать свободу развитию крестьянского хозяйства. Победил Сталин - сторонник внедрения социализма самыми жестокими методами, не останавливаясь перед миллионными жертвами. Подавляющее большинство инженерного корпуса страны внутренне не принимало такого пути. Для преодоления этого сталинисты использовали силу и страх, что привело к обвинению многих инженеров в так называемом "вредительстве".

Ряд процессов, сфабрикованных по указанию руководства страны, стал причиной потери многих выдающихся специалистов, обладающих огромным опытом и глубоким образованием. Высшее партийное руководство культивировало чувство недоверия к знаниям старых инженеров, прямо говорилось о подозрениях инженеров в саботаже с целью возвращения буржуазного строя. Пропагандистский аппарат своими тенденциозными примерами, часто просто выдуманными, создавал представление о том, что знания и опыт ничто по сравнению с волей и энтузиазмом. Достаточно "сознательному рабочему" захотеть, и он выполнит сложнейшую работу быстрее и лучше, чем можно было бы сделать это под руководством инженера, "отягощённого грузом устарелых знаний". Народу постоянно вбивалось в голову, что партия обладает ключом к решению всех вопросов и ключ этот - марксистско-ленинская теория в её большевистской интерпретации.

Полная монополия средств массовой информации приводила к созданию назойливых мифов вокруг сравнительно незначительных успехов, выдвижению ряда случайных лиц, имена которых становились нарицательными. Кто не помнит Валерия Чкалова, Алексея Стаханова, Мамлакат Нахангову и других мифологических лиц? Руководство партии считало, что интенсификация труда - главный ключ к его высокой производительности. Наряду с этим, находясь в постоянном страхе перед "капиталистическим окружением", сталинское руководство отлично понимало, что без технического перевооружения крупной промышленности оно пропадёт. Искать же мирных форм сотрудничества с демократическими странами оно не желало. Отсюда часто повторяющиеся призывы к ускорению темпов развития. Отсюда и упор на развитие тяжёлой индустрии и оборонной промышленности в ущерб промышленности товаров народного потребления, презрительно именуемой "ширпотребом". Тем не менее, нельзя сказать, что деятельность большевистского руководства была сплошь фантастической. Понимая, что без настоящего роста промышленности в полном комплексе, обеспечивающем, по крайней мере, нужды обороны страны, ему не обойтись, оно не препятствовало выдвижению на ключевые посты способных, энергичных руководителей. В их числе оказались и некоторые евреи. В своих решениях оно, в особо ответственных случаях, старалось прислушиваться к советам грамотных специалистов. Достаточно широко использовался опыт и знания иностранных инженеров на первом этапе становления промышленности. По результатам довоенного развития видно, что были созданы и достаточно успешно развивались ряд новых отраслей современной по тем временам промышленности: металлургия, добыча полезных ископаемых в условиях севера, энергетика, самолётостроение, судостроение, электротехническая промышленность, автомобилестроение, станкостроение, некоторые виды химической промышленности и другие отрасли, но, особенно, промышленность вооружений. Наряду с большими заводами были созданы и успешно работали ряд крупных научно-исследовательских и проектных институтов, где концентрировался опыт развития промышленности, создавались и развивались крупные промышленные тресты и комбинаты, способные самостоятельно решать проблемы строительства объектов общехозяйственного значения. Но в целом промышленность страны отставала от уровня промышленности передовых стран мира, хотя количественные результаты и производят впечатление. Достаточно высокого уровня достигли лишь военные отрасли промышленности.

Структура промышленности строилась на отраслевом принципе: во главе каждой определённой отрасли стояли либо общесоюзные, либо союзно-республиканские промышленные или сельскохозяйственные министерства (вначале они назывались наркоматами), разделявшиеся на более мелкие специализированные главные управления (главки),  обычно находившиеся в Москве, но впоследствии появилось много и местных главков. Руководство главков состояло преимущественно из опытных инженеров, проявивших себя в соответствующей отрасли промышленности, по крайней мере так было в сталинский период. Ослабление централизованной власти в послесталинский период привело к развитию "кумовства" при назначении на руководящие должности. Появилась "липовая" отчетность, т.к. значительно ослаб страх перед наказанием.

Почти во всех отраслях промышленности планирование и отчётность были полностью централизованы. Централизовано шло также и материально-техническое снабжение предприятий. По поводу планирования можно сказать, что оно было в значительной степени волюнтаристским. Постоянные призывы партийного руководства к перевыполнению планов создавали диспропорцию в системе снабжения предприятий, приводили к потерям при хранении никому не нужной излишней продукции, поощряли фаворитизм и очковтирательство. Для увязывания деятельности различных отраслей народного хозяйства существовали такие централизованные организации как Госплан, Госснаб, Военнопромышленный комитет (ВПК) и Министерство финансов. Однако, самой важной надструктурной организацией являлся ЦК КПСС. Все руководители крупнейших отраслей промышленности являлись членами ЦК. Все постановления о строительстве крупных объектов, электростанций, заводов, о выпуске важнейших видов продукции оформлялись как Постановления ЦК и Совмина СССР. Часто такие постановления возникали спонтанно, внося путаницу и неразбериху в планирование. Планы были заведомо нереальными, поэтому в практику была введена система корректировки, обеспечивающая выполнение "показателей" даже при невыполнении первоначального плана. Отрасли промышленности местного значения управлялись на республиканском уровне. Структура их управления копировала в основных чертах общегосударственную структуру. Такая громоздкая система вскоре стала тормозом развития промышленности. Очень многое держалось на энтузиазме руководителей среднего звена, среди которых выделялись руководители-евреи.

Начиная с 30-х годов в народном хозяйстве существенную роль играла система ГУЛАГа. В рамках этой системы велись работы, главным образом, в восточных и северных районах страны. Они были связаны с крупными стройками, добычей полезных ископаемых в северных районах и др. Труд заключённых использовался долгое время почти на всех крупных стройках страны. Ни одно крупное гидротехническое сооружение или промышленное предприятие не обходилось без использования труда заключённых вплоть до 1954г. Но и после этого труд заключенных, правда, в меньшем масштабе продолжал использоваться.

Несмотря на жесткую централизацию, часто имело место дублирование в разработках изделий, создание параллельных вспомогательных производств. Зачастую в промышленности разрабатывались уже существующие изделия. Это было связано с тем, что отсутствовала система научно-технической информации. Не последнюю роль в торможении технического прогресса играла и система засекречивания информации. Во главе секретных подразделений заводов и институтов, как правило, стояли люди технически безграмотные, чаще всего уволенные из органов НКВД-КГБ. Очень трудно оценить вред, нанесённый этой системой техническому прогрессу страны, но он был огромен. Отсутствие патентной системы привело к ряду крупных провалов в экспорте продукции. В последние годы существования СССР  появились указания Политбюро о создании системы научно-технической информации, до этого имеющей примитивный характер  Стало ясно, что для выхода на мировой рынок необходимо войти в мировую патентную систему. СССР присоединился к Парижской конвенции об авторском праве. В Москве появился Всесоюзный институт научно-технической информации (ВИНИТИ), который регулярно выпускал известные в мире Реферативные Журналы по различным отраслям науки и техники. Причём, для реферирования привлекались крупнейшие специалисты в своей отрасли. Многие учёные и инженеры-евреи активно сотрудничали в этой системе. Был создан Институт патентной экспертизы и местные патентные центры. Однако, настоящего полного развития система информации не получила по причине мелочной цензуры, недостатка копировально-множительной техники и сопротивления централизованной бюрократической системы. Во всех этих начинаниях большую роль играли специалисты евреи, благодаря знаниям и энтузиазму которых удавалось преодолевать многие коренные недостатки системы.

Весьма значительную роль в улучшении качества продукции и повышении производительности труда играла общесоюзная система стандартизации основной продукции и методов её испытаний. В ряде отраслей промышленности существовала и ведомственная стандартизация. Можно отметить, что и в развитие этой системы инженеры евреи внесли значительный вклад.

В угоду развитию отдельных отраслей промышленности для покупки западного оборудования отпускались в последние годы большие средства, обычно получаемые от продажи естественных богатств страны: леса, полезных ископаемых, а в первое время, даже от продажи зерна, в то время, как в стране свирепствовал голод. Если таким варварским способом и удавалось решать кратковременные задачи, то в долгосрочной перспективе он не мог обеспечить нужды страны. Оборудование устаревало, изнашивалось а заменять его оказывалось нечем. Многие виды специального промышленного оборудования в стране не выпускались, а валюты для их покупки не было. Все свелось снова к продаже ископаемых богатств страны. Изделия, которые производились на советских заводах, уступали по качеству западным образцам и были, как правило, технически отсталыми. Их продажа на мировых рынках шла, главным образом, в слаборазвитые страны и в виде бартерных сделок. Одной из  главных причин являлась крайняя неповоротливость огромной бюрократической системы хозяйства. Для производства нового изделия требовалось утверждение множества инстанций и значительное время. Кроме того, отсутствие кооперации с иностранными производителями не давало возможности применять более совершенные компоненты. Резко тормозила производство и система утверждения цен на новую продукцию. Цена нового изделия назначалась волюнтаристским способом. Заводам не выгодно было его выпускать, т.к. стоимость внедрения не компенсировалась ценой изделия. В то же время доходившие до Правительства сведения о новой продукции за рубежом приводили к появлению недостаточно подготовленных волевых решений о разработке аналогичных изделий. При этом сроки назначались без учёта реальности. Это породило систему копирования иностранных изделий в НИИ и даже поощрение её вышестоящими инстанциями. Главным становилось выдерживание директивных сроков любой ценой. На проведение полноценных испытаний изделий времени не отводилось.

Все эти проблемы приходилось решать техническим руководителям промышленности, причём руководители евреи были здесь далеко не последними. Это приводило к созданию и применению теоретических методов, которые развивались довольно успешно, т.к. требовали только энтузиазма и теоретических знаний исполнителя. А это та область, где инженеры евреи смогли проявить себя. Поэтому и появилось непропорционально большое количество евреев, получивших научные степени вопреки различным препятствиям, искусственно создаваемым на их пути.

Такое длинное разъяснение народнохозяйственной политики понадобилось для того, чтобы читатель, особенно, не знакомый с условиями тех лет, мог понять обстановку, в которой приходилось работать инженерам. Думается, не будет большим преувеличением сказать, что специалисты евреи в значительной степени помогали советской промышленности в её функционировании, вкладывая много изобретательности в преодоление её коренных недостатков.

А сельское хозяйство? Им решили "временно" пожертвовать сталинисты. Власти пытались решить его проблемы чисто структурными методами так и не поняв, что его эффективность существенно зависит от работающей на него промышленности. Оно так и не оправилось от болезни до сего времени, несмотря на большие средства, вкладываемые в него в последние годы  коммунистической эпохи. Коллективизация и последовавшая за ней война привели к невосполнимым потерям наиболее активной рабочей силы в деревне, а тяжёлые условия жизни способствовали тому, что молодёжь стремилась уйти в города. Недостаточно компетентное партийное руководство так до конца и не поняло, что успехи сельского хозяйства немыслимы без развития техники и науки, его обеспечивающих. Достижения современной агротехники использовались недостаточно. Не хватало транспорта, развитого комплекса сельскохозяйственных машин, погрузоразгрузочной техники, хранилищ урожая, систем искусственного орошения, упаковочных средств, системы контроля и учёта продукции и множества других составляющих совремённого сельскохозяйственного производства. Лишь при Н.С. Хрущеве появились некоторые сдвиги в создании промышленности для сельского хозяйства. Было вновь создано сельскохозяйственное машиностроение и химическая промышленность удобрений и ядохимикатов. И здесь специалисты евреи проявили большую активность. Объективности ради следует признать, что и при царизме сельское хозяйство тоже было в отсталом даже по тем временам состоянии.

Несмотря на то, что в западных областях СССР в довоенный период и на Востоке в Еврейской автономной области существовали полностью еврейские колхозы, их роль в сельском хозяйстве страны была незначительной. В западной части страны они были полностью уничтожены во время войны и за редчайшим исключением не возродились. Поэтому здесь мы не станем подробно останавливаться на деятельности евреев в сельском хозяйстве Советского Союза. Остановимся подробнее на деятельности евреев инженеров в промышленности.

С самого начала установления нового строя евреи принимали активное участие во всех отраслях промышленности. Большой процент евреев входил в руководство ВСНХ (Высшего Совета Народного Хозяйства) страны. Такие деятели промышленности как члены ВСНХ Эйсмонт, Ландеман, А. Шотман, Красиков, Хайкина, Ротенберг, Альперович и др. были хорошо известны в промышленных кругах. Значительное количество евреев работало в местных органах ВСНХ. В первые годы советской власти был распространён "комиссарский метод" управления промышленностью. Во главе отрасли стоял нарком, как правило, не специалист, и для управления он пользовался советами привлекаемых специалистов. В первое время из-за нехватки специалистов на должности начальников главных управлений отраслей промышленности назначались люди тоже из числа энтузиастов. Преданность идеям, возможность деятельности, к которой так стремилось в прежнее время еврейство и в чём ему постоянно отказывало царское правительство, самоуверенность, как национальная черта евреев, умение быстро приспосабливаться к нововведениям, - всё это приводило к тому, что в числе капитанов советской промышленности оказалось много евреев. На высшее партийное руководство по линии промышленности выдвигаются два брата Лазарь и Михаил Кагановичи. Один становится заместителем наркома тяжелой промышленности (наркомом был Орджоникидзе), другой - наркомом оборонной, а затем авиапромышленности. Во время войны наркомами ведущих отраслей оборонной промышленности были 6 евреев. Должности заместителей наркомов ведущих отраслей оборонной промышленности занимали 29 человек. Начальниками главных управлений Наркомтяжпрома работали в разное время: металлургической - А.Д. Гуревич, угольной - И.Б. Каган, газовой - А.И. Израилевич, строительной - С.С. Гинзбург, резиновой - Г.С. Биткер, станкостроения - А.Н. Альперович. В системе наркоматов оборонной промышленности начальниками главных управлений в разное время работали: по производству тяжёлых бомбардировщиков - И.А. Шадский,  по производству порохов и взрывчатых веществ - М.П. Дынкин, по производству артиллерийского вооружения - Н.Э. Носовский, по производству патронов и капсюлей - В.А. Землеруб, электроэнергетики Урала - И.И. Угорец. Были и другие Главные управления, возглавлявшиеся евреями.  Целый ряд инженеров евреев занимал ведущие посты и в других отраслях промышленности. Например, в широко разрекламированных стройках крупных промышленных объектов - электростанций, сырьевых добывающих и перерабатывающих комбинатов евреи принимали самое активное участие как в качестве руководителей строительства, так и на более низких постах. Инженер-строитель И.А. Каттель был руководителем строительства таких крупных строек как Иваново-Вознесенский меланжевый комбинат, Магнитострой, строительство Комсомольска-на-Амуре, Челябинского завода крупного станкостроения, директором которого он и стал. Д.т.н. проф. В.Л. Маковский был разработчиком проектов линий Московского метрополитена и автором первых в СССР работ по технологии подземного строительства. Главным инженером Мосметростроя работал А.Г. Танкилевич. Впоследствии проектный институт “Мосметропроект” возглавлял Гитман Я.Е. Инженер-строитель М.А. Прихожан руководил строительством Уральского автозавода (г. Миасс), Челябинского кузнечно-прессового завода, после войны руководил восстановлением г. Днепропетровска, строительством высотных зданий в Москве. Д.т.н. проф. И.М. Рабинович разработал теорию и методы расчёта сложных строительных конструкций. Как строитель мостов большим авторитетом пользовался Г.И. Зингоренко. Он активно участвовал в инженерных работах на фронте, затем занимался восстановлением и строительством многих крупных мостов, консультировал строителей мостов ряда социалистических стран. Строительством крупнейшей в СССР Братской ГЭС руководил Герой Соцтруда инженер А.М. Гиндин. Большую исследовательскую работу в области создания методов расчётов сложных строительных конструкций провёл д.т.н. Я.Д. Лившиц. Наибольших практических результатов как строитель добился, пожалуй, Герой Соцтруда В.Э. Дымшиц. Он участвовал или руководил строительством многих крупнейших предприятий страны и за рубежом: Азовсталь, Криворожский, Магнитогорский, Запорожский металлургические заводы, Бхилайского металлургического завода (Индия). На крупнейших стройках страны активно работал на различных инженерных должностях А-Л. Г. Левинский. Он занимал должность нач. Главленинградстроя, а впоследствии зам. министра электротехнической промышленности СССР. Проектирование таких известных промышленных предприятий как Волжский автокомбинат (ВАЗ) и Камский автомобильный завод (КАМАЗ) осуществлялось под руководством архитектора Ю.В. Лившица. Следует подчеркнуть, что перечисленные здесь выдающиеся строители далеко не исчерпывают степень участия инженеров-евреев в строительной индустрии страны. Евреи принимали самое активное участие в работе многочисленных строительных организаций во всех уголках бывшего СССР и активно участвовали в строительстве объектов за рубежом. Исключением в этом явились лишь арабские страны, которые не допускали специалистов-евреев на свои объекты. Ряд выдающихся инженеров евреев стояли во главе крупных проектных институтов общегосударственного значения. Несмотря на явное нежелание как центральных, так и местных партийных органов ставить евреев на руководящие посты, некоторые из них стояли во главе всесоюзных проектных институтов. В качестве примера можно привести Теплопроект (Главный инженер Гуревич И.И.), Нефтепроводопроект (Главный инженер Шинберг Д.Я.), Гипросредмаш (Начальник Шейнман И.Б.), Гипрокаучук (Главный инженер Гордин М.Д.) и др. На должностях начальников отделов почти всех проектных институтов и их филиалов в союзных республиках и других отдаленных районах страны работало большое количество евреев. Аналогичное положение было и в научно-исследовательских институтах Академии Наук СССР и академий наук союзных республик, а также в отраслевых научно-исследовательских институтах и технических службах крупных предприятий. Ряд инженеров евреев руководил крупнейшими ресурсодобывающими предприятиями: “Кузбассуголь” (главный инженер С.М. Островский), “Ростовуголь” (директор Ф.Я. Коган), “Челябинскуголь”  (управляющий Е.Д. Улановский, гл. инж. Л.И. Векслер), “Кривбассруда” (главный инженер А.Н. Шильман), “Дальстрой” (начальник А.И. Плинер), “Бугурусланнефть” (управляющий Р.С. Мадера) и др.

Особенно заметной было участие специалистов евреев в оборонной промышленности. Здесь их вклад невозможно переоценить. Вся партийная политика времён войны и в послевоенное время строилась на замалчивании их активного участия в создании и развитии оборонной промышленности страны. Несмотря на то, что почти все оборонные отрасли промышленности не могли обходиться, да и не обходились, без активного участия руководителей евреев, их роль в победе над гитлеровской Германией всячески затушевывалась. А между тем, этот факт и явился одним из решающих условий Великой Победы. Несмотря на беспрецедентный разгром Красной Армии в первые месяцы войны и потерю многих основных промышленных центров и источников сырья, на Востоке страны в невиданно короткие сроки была развёрнута оборонная промышленность, сумевшая не только восполнить потери, но и опередить промышленность гитлеровской Германии и её союзников. Как явствует из опубликованных данных по производству всех видов военной техники СССР значительно превзошел Германию. За период войны в СССР было произведено: винтовок и карабинов в 1,6 раза, пулемётов в 1,54 раза, миномётов в 5,1 раза, полевых орудий в 2,2 раза, танков и САУ в 1,76 раза, боевых самолётов в 1,37 раза больше чем выпущено Германией и её союзниками, включая промышленно-развитые захваченные страны Европы.  Этот великий подвиг народа Советского Союза  будет ещё более явственен, если учесть, что выплавка стали в СССР в этот период была в 1,8 раза ниже, а добыча угля в 4,6 раз ниже, чем в Германии, включая союзников и оккупированные страны Европы. Наиболее полная картина участия инженеров и организаторов производства евреев в Великой Отечественной войне дана в книге Л.Л. Мининберга “Советские евреи в науке и промышленности СССР в период второй мировой войны (1941 - 1945 гг.)”.  Многие факта, приведенные в книге были хорошо известны, но собранные вместе они дают впечатляющую картину того огромного вклада в Победу, который внесли евреи.  Гитлер был весьма близок к истине, когда в своих застольных беседах говорил: “Если мы проиграем войну - это будет означать, что нас победили евреи.”  Известны многочисленные факты героизма представителей еврейского народа во время Второй мировой войны, в том числе и приведенные в этой книге, но главным и решающим вкладом является, конечно, непропорционально большое, можно даже сказать - решающее участие в развитии и восстановлении военной экономики. Среди бытовых антисемитов распространено высказывание, что евреи, дескать, “воевали в Ташкенте”. Это, конечно, злобная ложь. Но, если быть действительно точным, то справедливо было бы сказать, что евреи, наряду с активностью на фронтах,  воевали и на Урале. Наиболее решающим вкладом в Победу  является именно этот фронт. Приведём некоторые факты, собранные в книге Л.Л. Мининберга. Первым наркомом оборонной промышленности был, как известно, активный участник революционного движения и впоследствии организатор промышленности М.Л. Рухимович, репрессированный сталинскими палачами. Впоследствии его сменил М.М. Каганович, покончивший жизнь самоубийством в предвидении репрессий.  Справедливость требует отметить, что это был грубый, технически малограмотный сталинский сатрап. Несмотря на это с его именем связан ряд успехов в развитии отечественной авиации. Репрессии НКВД сильно задержали развитие промышленности. На братском кладбище Донского крематория в Москве установлены фамилии 441 жертвы репрессий, 25% которых евреи - крупные руководители советской промышленности. Л.Л. Мининберг приводит фамилии крупных учёных и инженеров евреев, пострадавших в период Большого террора. Среди этих людей оказались многие выдающиеся деятели промышленности, чей вклад в Победу, внесённый хотя и посмертно, тоже весьма весом. Некоторые из них были брошены в “шараги”, особые тюремные КБ, где они выжили и активно участвовали в разгроме врага. Предположительно в этих “шарагах” находилось от 10 до 20% евреев. В период зиновьевского дела из общего количества репрессированных 77 руководителей ленинградской партийной организации и промышленных предприятий было 15 евреев. Жертвами сталинистов стали руководители крупнейших авиационных заводов, металлургических и машиностроительных предприятий, включая прославившегося впоследствии Бориса Львовича Ванникова. Среди репрессированных выдающиеся руководители-евреи: начальник Военно-инженерного управления Красной Армии Я.Д. Аскольдов, начальник НИИ ВМС Н.М. Хайт, начальник Главного артиллерийского управления Красной Армии Я.М. Железняков, начальник Управления вооружения ВМС И.Б. Разгон, член Военного совета авиации особого назначения И.М. Гринберг, начальник Управления высших учебных заведений Красной Армии И.Е. Славин, начальник Военно-хозяйственной академии А.Л. Шиферс, начальник Химического управления Красной Армии Я.М. Фишман, начальник Военной академии химзащиты Я.Л. Авиновецкий и др. Перед самой войной был репрессирован Дважды Герой Советского Союза, начальник ВВС СССР Я.В. Смушкевич и ряд талантливейших авиационных конструкторов, успешно работавших впоследствии в знаменитых “шарагах”. Далёкий от полноты, но достаточно впечатляющий список этих людей, упоминаемых в книге Миненберга, приведён в Приложении. Пусть простят нас неизвестные герои - деятели промышленности и культуры, репрессированные сталинскими подонками, имена которых сейчас невозможно узнать, но вклад которых в великую Победу несомненен. Как уже говорилось, в период войны, согласно данным приводимым Л.Л. Миненбергом, посты наркомов занимали 6 евреев. Среди руководителей ведомств в ранге заместителей наркомов работали 29 человек. Начальниками отраслевых главных управлений наркоматов были 25 человек. Должности руководителей научных и проектных организаций в ранге директора, главного инженера, заместителя директора по научной работе занимали в военное время 62 человека. Значительное количество специалистов евреев было освобождено от военной службы и успешно работало на инженерных и рабочих должностях.

В период 1941 - 1945 гг. на 40% танковых заводов директорами или главными инженерами были евреи. В металлургической промышленности эта доля составляла - 33%, в производстве артиллерийского и стрелкового вооружения более 20%, в тяжелом машиностроении - 12%, в производстве боеприпасов - 15%. Среди младшего и среднего руководящего состава работников военной промышленности численность евреев доходила до 10%. Работа многих из этих людей отмечена правительственными наградами. Орденами и медалями во время войны были награждены 180 000 евреев - работников промышленности. Около 300 евреев удостоены высшей наградой того времени за научные и технические достижения - Сталинской премии, что составляет около 18% всех награждённых.

Одним из главных, если не самым главным, из составляющих, обусловивших великую Победу народов Советского Союза над германским фашизмом, следует считать количественное и качественное превосходство в основных видах вооружения и практически бесперебойное, с начала Сталинградской операции, снабжение армии вооружением, боеприпасами, горючим и продовольствием.  Совершенно ясно, что Советской Армии приходилось иметь дело с дисциплинированной и отлично подготовленной армией Германии и её союзников, имевшей за плечами опыт современной победоносной войны. Пропагандистская система фашистской Германии сумела внушить этой армии идеологию о расовом превосходстве и исключительности, а также непоколебимую веру в гениальность своего фюрера. В таких условиях решающим фактором уже не могло быть полководческое искусство военачальников и только храбрость войск. Да, оно и не оказалось решающим. Победа почти в каждом из сражений второго периода войны достигалась за счёт технического и количественного превосходства советских войск. К сожалению, здесь не обходилось и без потерь, как правило больших, чем у противника. Сталинская система людей не жалела. А  в это техническое превосходство одной из главных составляющих был вклад евреев. Следует подчеркнуть, что руководство Советского Союза во главе со Сталиным с первых дней войны поняло важность сохранения технических кадров и использования их не непосредственно в армии, а для нужд развития военной промышленности. Многие крупные и средние специалисты евреи получили бронь и были использованы именно там, где они принесли наибольшую пользу стране. В этом был один из стратегических успехов сталинского руководства периода войны. В аналогичном случае гитлеровское руководство допустило огромный стратегический просчёт. Наряду с курсом на постепенное физическое уничтожение евреев, оно взяло курс на вытеснение евреев из науки и промышленности и просчиталось.

Кроме непосредственного ущерба, нанесённого предвоенными репрессиями обороноспособности страны, огромный ущерб возник в результате нездоровой обстановки недоверия и подозрительности. Это привело к снижению выпуска многих видов вооружения и замедлило внедрение новых разработанных образцов. Перед войной резко снизился выпуск продукции в металлургической промышленности, автомобильной и тракторной, артиллерийской и других отраслях. Вынужденный отход от политики репрессий был осуществлён с началом войны. Перед лицом смертельной опасности были временно отброшены политические и личные амбиции, и на руководящие посты в промышленности были выдвинуты талантливейшие руководители всех наций, входящих в состав СССР. Выдающееся место среди этих людей заняли евреи, несмотря на огромные потери от репрессий предвоенного периода. В наиболее ответственное время выдающиеся руководители-евреи возглавляли ряд важнейших отраслей промышленности и хозяйства страны: наркомат вооружения и наркомат боеприпасов возглавлял Б.Л. Ванников, впоследствии один из главных технических руководителей атомных проектов, различные отрасли строительства на уровне наркоматов возглавлял С.З. Гинзбург, наркомом танковой промышленности и одновременно директором крупнейших танковых заводов был И.М. Зальцман, на самых высоких партийных и государственных постах работал Л.М. Каганович, личность противоречивая, но имеющая выдающиеся организаторские способности, начальником Главвоенпромстроя в ранге наркома работал С.Г. Шапиро.  Значительное число евреев работало заместителями наркомов: зам. наркома чёрной металлургии по строительству Д.Я. Райзер, зам наркома чёрной металлургии и одновременно директором Ново-Тагильского металлургического завода был С.И. Резников, зам. наркома цветной металлургии - С.А. Рагинский, зам. наркома тяжёлого машиностроения - С.А. Гальперин, евреями были трое из  семи заместителей наркома химпромышленности - Б.Д. Мельник, Л.М. Локшин и З.Е. Щедринский, нарком судостроения - Г.Д. Каплун, зам. наркома морского флота - Л.Ю. Белахов,  зам. наркома шарикоподшипниковой промышленности - Ю.С. Коган, зам. наркома авиационной промышленности - С.М. Сандлер, зам. наркома нефтяной промышленности - Б.М. Рыбак, зам. начальника Главгазпрома в ранге зам. наркома - Ю.И. Боксерман, зам. наркома промышленности стройматериалов - Н.И. Дикерман,  зам. наркома среднего машиностроения - Ю.С. Коган, Э.Л. Лившиц и С.А. Мясковский, зам. наркома резиновой промышленности - А.А. Явич, зам. наркома электротехнической промышленности - Е.С. Браиловский, зам. наркома электростанций - И.И. Угорец, зам. наркома речного флота - В.Б. Гайсин и С.С. Дукельский, зам. начальника Главупра сульфитной и гидролизной промышленности - Я.Д. Зарецкий, зам. начальника Главсевморпути - А.Е. Каминов, зам. наркома внешней торговли - Ю.М. Каганович, зам. наркома текстильной промышленности - Дора Григорьевна Хазан. Этот неполный список в достаточной мере показывает активность евреев в руководстве промышленностью СССР в годы войны. Ещё более впечатляющим оказывается перечень директоров и главных инженеров крупнейших заводов ведущих отраслей промышленности страны. См. Приложение.

Многие евреи работали на должностях начальников и главных инженеров главков. .Например: Э.И.Гальперин, А.М. Поташник и др. По данным, приведённым Л.Л. Миненбергом в военное время эти должности занимали 41 еврей. Большое число евреев работало на должностях директоров и главных инженеров крупнейших заводов: Челябинского тракторного завода - А.Д. Брускин, в военное время группой танковых производств руководил И.М. Зальцман, завода "Большевик", производителя тяжелого вооружения для морского флота, - Л.Р. Гонор, Балтийского судостроительного завода - Золотарь, Кировского завода - И.М. Зальцман в Ленинграде, а после эвакуации, оставшейся частью завода руководил М.А. Длугач, Харьковского турбогенераторного завода - И.И.Пукахин, Макеевского металлургического завода - И. Злотчевский, завода "Красное Сормово" в Горьком - Е.Э. Рубинчик,  завода по производству артиллерийской техники - А.И. Быховский. Сталинградского завода “Баррикады” - Л. Гонор, Кузнецкого металлургического комбината - гл. Инженер А.Э. Вайсберг. Перечень основных оборонных предприятий, которыми руководили технические специалисты-евреи приведён в Приложении. Были евреи и среди директоров и главных инженеров других крупных, средних и мелких предприятий. На более низких технических должностях почти всех предприятий - начальников цехов, технических и конструкторских отделов, лабораторий и, особенно, отделов материально-технического снабжения, работало множество специалистов евреев. В области энергетики выдающуюся роль играл член-корр. А.Н. СССР В.И. Вейц. В годы войны он провёл большую работу по мобилизации энергетических ресурсов восточных районов СССР. В результате перебазирования промышленности в восточные районы страны потребовалось значительно увеличить выработку электроэнергии в этих районах. Эта задача была успешно решена при активном участии технических руководителей евреев. Начальником Главуралэнерго был Израиль Иосифович Угорец, начальником Свердловэнерго - Абрам Михайлович Маринов. В строительно монтажных организациях, обеспечивающих ввод новых мощностей, успешно работали: начальник “Уралэнергострой” Е.Г. Аронсон, директор треста “ Уралэлектромонтаж” Ю.Б. Резник, начальник “Уралснабэлекторомонтаж”  И.А. Генкин.

На металлургических и машиностроительных предприятиях, в конструкторских бюро также работало много евреев как на руководящих, так и на технических должностях. Некоторые из них оказались выдающимися специалистами, без которых не могли обойтись крупные новостройки. Главным инженером Кузнецкого металлургического комбината в годы войны работал инженер Л.Э. Вайсберг, впоследствии директор Новотагильского металлургического завода, и далее гл. специалист АН СССР по металлургии страны. К.т.н. И.С. Кватер работал длительное время главным металлургом знаменитого Уральского завода тяжёлого машиностроения (Уралмаш, г. Свердловск). В годы войны гл. технологом Уральского военного завода №183 работал М.Э. Кац. Он был автором новой технологии сварки броневой стали, позволившей значительно улучшить качество и увеличить производительность труда. Техническое руководство разработкой и производством тяжёлых танков и самоходных орудий возглавлял д.т.н. Герой Соцтруда Ж.Я. Котин. При нём было разработано много типов танков и самоходных орудий, а также различных типов тракторов для сельского хозяйства. Под его руководством длительное время работал в экспериментальном цехе родной брат отца автора - А.И. Кременецкий. Новую марку броневой стали разработал крупный учёный металлофизик, зав. кафедрой Московского авиационного технологического института Ф.М. Гальперин. Она нашла применение на танкостроительных заводах страны во время войны. Научные основы литейного дела развивал д.т.н. проф. Н.Г. Гиршович. Он создал технологии для применения ковкого чугуна для объектов вооружения.

Активно участвовали инженеры евреи в создании энергетической базы страны в довоенное время и, впоследствии, в преодолении энергетического кризиса, вызванного войной.  Известный ещё с дореволюционных времён инженер-энергетик А.Г. Коган был зам. председателя Комиссии по подготовке плана ГОЭЛРО. Весом вклад евреев в разработку и производство различного энергетического оборудования. Созданием крупнейших в мире гидротурбин для гидроэлектростанций в разных частях мира руководил С.А. Грановский. Теоретической базой для проектирования послужили методы расчёта и исследования водяных турбин разработанные проф. А.Ю. Колтоном и А.Ф. Лесохиным. В области разработки паровых турбин большого успеха добился д.т.н. С.А. Кантор. Он разработал теорию и методы расчёта паровых турбин различного назначения как судовых, так и энергетических. Методику расчётов лопаток и дисков паровых турбин с целью увеличения их надёжности создал д.т.н. А.В. Левин. Под его руководством проводились все тепловые и прочностные расчёты турбин, выпускавшихся на головном предприятии турбостроения - Ленинградском металлическом заводе.

В части создания энергетических электроустановок  вклад инженеров евреев также существенен. Крупнейшим специалистом в области электрических машин был д.т.н. проф. А.И. Бертинов. В годы войны он работал гл. инженером, а затем начальником Главэлектромашпрома. Под его руководством был создан первый в Европе электрический генератор большой мощности с водородным охлаждением и, затем, продолжены работы по использованию других видов охлаждения. Он принимал активное участие в разработке серий электродвигателей, различных бесконтактных спецмашин и сверхпроводниковых устройств, МГД устройств. С.И. Рабинович прошёл путь от рядового инженера на Московском трансформаторном заводе до гл. специалиста по трансформаторостроению Гос. научно эконом. совета при СМ СССР. Он создал школу трансформаторостроителей и принимал личное участие в создании мощных трансформаторов на сверхвысокие напряжения. В создании мощных генераторов электрической энергии, разработке серий электродвигателей, различных видов энергетических кабелей и коммутационной аппаратуры инженеры евреи также принимали активное участие. Весьма заметно также их участие в строительстве и эксплуатации энергосистем страны. Эта та область, с которой автор этих строк соприкасался лично и он может засвидетельствовать, что значительное количество ведущих должностей в энергосистемах страны в послевоенное время с успехом занимали инженеры-евреи. Большой вклад в исследование и оптимизацию режимов работы мощнейшей энергосистемы центра СССР внёс д.т.н. проф. И.М. Маркович. Автору этих строк посчастливилось выполнять дипломный проект под руководством одного из создателей теории оптимизации режимов сложных энергосистем лауреата Государственной премии д.т.н. проф. Б.И. Розенберга. В число основоположников магнитной гидродинамики в бывшем СССР входил докт.ф-м.наук. Г.Г. Брановер, разработавший теорию и практическое применение движения жидких металлов в магнитном поле. В настоящее время он руководит этими же исследованиями в Израиле.

Большевистское руководство всегда уделяло самое большое внимание вооружённым силам. Поэтому НИИ и предприятия военной техники обычно считались престижными и имели постоянный приоритет в вопросах обеспечения кадрами, материалами и оборудованием. Оклады и другие бенифиты были на этих предприятиях самыми лучшими в стране. Это вовсе не означает, что другие отрасли были свободны от оборонных заказов. Военно-промышленному комитету было предоставлено право использовать предприятия любой отрасли. Поэтому оборонные заказы можно было встретить на любом гражданском предприятии страны. Множество выдающихся инженеров-евреев работало в разное время в оборонных отраслях промышленности. С 1961 г. зам. генерального конструктора ОКБ А.Н. Туполева был Герой Соцтруда И.Б. Иосилович, участвовавший, кроме создания известных военных самолётов серии ТУ, в разработке гражданских самолётов марок ТУ-134, ТУ-144 и ТУ-154. С 1941 по 1980 г. главным технологом ОКБ А.Н. Туполева работал д.т.н. С.А. Вигдорчик, лауреат самых престижных премий СССР. Им были разработаны и внедрены ряд новых технологий самолётостроения. Герой Соцтруда д.т.н. М.Р. Бисноват был главным конструктором высокоскоростных летательных аппаратов с ракетными двигателями. Крупный специалист в области самолётостроения А.А. Борин в последние годы был ведущим конструктором ЦАГИ по особо сложным объектам самолётостроения. В 1941 г. он был арестован на 10 лет и в более поздние годы отбывал ссылку. После реабилитации он сразу был принят в ведущие самолётостроительные организации. Выдающийся учёный и инженер самолётостроитель, создатель всемирно известных истребителей МиГ - М.И. Гуревич уже упоминался в предыдущем разделе наряду с конструктором наиболее известных истребителей 2-й мировой войны С.А. Лавочкиным. В части организации производства и авиационной технологии крупным специалистом был З.И. Ицкович, работавший в годы войны заместителем гл. конструктора В.Ф. Болховитинова. Активно работал в КБ М.Л. Миля и ветеран российского вертолётостоения А. М. Изаксон. Большой вклад в развитие авиации внёс летчик-испытатель и учёный д.т.н. М.Л. Галлай. Он был одним из немногих, которые помогли преодолеть стоявший на пути развития скоростной авиации барьер флаттера. В Харьковском авиационном институте кафедру конструкций самолётов долгое время возглавлял проф. И.Г. Неман, известный как разработчик ряда типов самолётов-бомбардировщиков. Выдающимся организатором производства авиационных моторов для бомбардировщиков Ил-4 и штурмовиков Ил-2 и Ил-10 был генерал-майор инженерной службы, Герой Соцтруда М.С. Жезлов.

Как и во всех остальных случаях тысячи евреев инженеров, мастеров, рабочих в меру своих сил и способностей активно и добросовестно работали во многих авиационных КБ и на промышленных предприятиях, внося свой вклад в развитие советской авиации. Ниже приводится краткий перечень основных технических достижений специалистов евреев в отраслях оборонной промышленности. Список основан на данных, опубликованных в уже упоминавшейся книге Л.Л. Миненберга.

 

ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОСТИЖЕНИЯ ИНЖЕНЕРОВ ЕВРЕЕВ В ОБОРОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

 

 

                                          Названия работ                                                         

 

 

             Исполнители

Создание новой технологии выплавки броневой стали в больших печах.

 Сахин С.И., ШнееровЯ.А.             

Выпуск особых марок стали для миномётного производства

     Заславский И.Г.,       АльтшуллерЯ.А.,   Альшевский Л.Е.

Освоения литья танковых башен из броневой стали

                 Кватер И.С.

Повышение производительности металлорежущих станков для обработки крупных узлов танков. (Увелич. почти в 60 раз)

                 Эрпшер Ю.Б.

Внедрение новой конструкции форсунки для мартеновских печей, увеличившей их производительность на 15%.

                  Берман

Метод получения точной резьбы деталей путём накатывания.

                Бурштейн

Создание скоростного пассажирского самолёта ХАИ-1

               Неман И.Г.

Создание разведывательных самолётов ХАИ-5 и ХАИ-6

               Неман И.Г.

Создание двухмоторного низкоплана для местных линий КАИ-1 и осуществление его поточного производства.

             Ицкович З.И.

Создание скоростного самолёта СК-3. Достигнутая скорость св. 700 км/час.

              Бисноват М.Р.

Разработка технологии поточного производства самолётов и моторов.

        Геллер Т.М.  (ГАЗ),

Побережский  (Пермск. з - д)

Создание первых советских вертолётов ЦАГИ-1 ЭА и ЦАГИ-3 ЭА.

             Изаксон  А.М.

Создание истребителя ЛАГГ

          Лавочкин С.А. в содружестве с Гудковым и Горбуновым.

Создание истребителей серии ЛА

 

 

  Лавочкин С.А., Резников Д.И.,

     Зайчик С.Е. Шульман А.Е.,

Иоффе А.О., Гомон Г.Х.

Участие в создании истребителей серии МиГ

 

Гуревич М.И., Гутман Б.И.

Шапиро Н.А.

 

 

Участие в разработке бомбардировщика ТУ-2

 

Стерлин А.Э. (аэродинамика)

Меерсон С.Н. (вооружение)

        Вигдорчик А.С.    (технология)

Френкель Г.С., Склянский И.М.

Участие в разработке боевых самолётов ИЛ-2 и ИЛ-10.

 

Шейвин В.М., Лейзинер Д.В.

Вульман А.М.

Организация массового производства самолётов штурмовиков ИЛ-2

После трагической гибели Шенкмана на Самарском заводе по распоряжению Сталина был установлен бюст М.Б. Шенкмана.

            Шенкман М.Б.

Разработка систем повышения устойчивости бомбардировщика

 ИЛ-4 и штурмовика ИЛ-2

Миль М.Л. ,Гофман Г. (испыт).

Участие в создании истребителей серии ЯК

 

Заславский И.Э., Шехтер Л.М

Арсон Л.Д., Пивоваров Г.Н..

Участие в разработках авиадвигателей в КБ акад. Микулина

Тапельзон С.Б., Дубинский М.Г., Фогель Я.Л. Лившиц Г.Л.

Разработка системы принудительного впрыска топлива в авиадвигателях.

               Косберг С.А.

Разработка нового типа винтов для самолётов.

     Бас-Дубов С.Ш.,  Заславский Г.М.

Разработка приборов управления самолётами.

Соркин А.М., Шехтман М.О.

Разработка приборов для прицельного бомбометания.

               Буяновер С.И.

Создание радиолокационного прицела.

                  Минц А.Л.

Усовершенствование прибора для прицельного бомбометания, превосходящее мировые аналоги.

   Огрызков М.И.,Пацкин А.С-И.

Создание скорострельных пулемётов для авиации (до 3000 выстрелов в минуту), превосходящих мировые аналоги. Самое мощное авиационное оружие доракетной эры.

Нудельман А.Э., Гинденсон С.С., Фишер А.Я.

Создание зенитных орудий калибров - 25, 37, 45 и 85 мм. Создание танковых орудий.

Локтев Л.А., Сандлер Г.А., Люльев Л.В. Ласман Б.Г. и др.

Разработка миномётного вооружения (160 мм., 40кг., 5 км.).

                                     Сталинская премия.

    Гуревич З.З., Лившиц И.Г., Теверовский И.Г. и др.

Усовершенствование батальонного миномёта. (Орден Ленина)

Фиттерман Б.М., Зигель А.П.

 Участие в создании реактивной установки БМ-8 ( 48 ракет)

 

Шехтман Ш.А., Шварц Л.Э., Комиссарчик М.А., Шор Я.Б., Гантмахер Ф.Ф., Левин Л.М.

Участие в разработке реактивных снарядов для систем БМ (“Катюш”).

Харитон Ю.Б., Зельдович Я.Б.

Разработка конструкций торпедных аппаратов для:

подводных лодок

надводных кораблей

 

  Иоффе Ю.Б.

  Кимбар Ю.Ю.

Разработка систем корабельного минно-торпедного вооружения.

 

Гейро А.Б., Минкин И.С.,

      Эйгенброт И.М., Зерницкий М.А., Сокол А.М.

Участие в разработке и производстве стрелкового оружия. (автомат ППШ).                     Конструкторские работы -

 Разработка автоматической линии -                 

 

    Лурье Д.Г., Сагальчик Н.М.

Фишер А.Я.

Разработка оптических прицелов для различных видов оружия.

 

 

 

 

Лурье И.Г., Фукс-Рабинович С.Н., Кругер М.Я., Коган З.Ю.,

Либуркин З.Ш., Цукерман С.Г.

Грановский Я.А. , Мирон Е.И.

Финкельштейн Е.И.

Разработка конструкций лёгких танков Т-26 и Т-50

      Гинзбург С.А., Явиц.

Разработка технологии сварки танковой брони портативным оборудованием.

             Фефер А.С.

Разработка дизельных двигателей для танков.

     Вихман Я.Е., Митник А.Л.

Организация поточного производства дизельных двигателей.

Невяжский Я.И., Хайтов  А.Л.,Аркин Э.А.,  Винницкий А.Ю., ЧегерскийД.М. Файнлейб В.Я.

Усовершенствование танка Т-34. Упрощение управления и увеличение манёвренности.    Сталинская премия.

Барон А., Шпайхер А., Черняк Б.А.

Разработка и выпуск тяжёлых танков серии КВ

Котин Ж.Я., Пивник М.М., Перельман М.Я., Слуцкий А.Л., Фридштат С.П. и др.

Разработка и выпуск тяжелых танков серии ИС - самых мощных танков 2-й мировой войны.  Сталинская премия.

Котин Ж.Я., Зальцман И.М., Маргулис Л.А., Хайт С.А., Найш М.Н., Стеркин А.Н., Лесохин А.Ф., Зайчик Г.И., Левин К.Г., Крейнес М.А. и др.

Внедрение новых техпроцессов в производство броневых и других высокомарочных сталей.

Гольдштейн Я.Е., Левин Я.И., Марголин Г.И., Кватер И.С., Зисман М.А.

Участие в разработке техпроцессов сварки броневой стали под флюсом.

ПортнойН.Д.,ГроссманР.И.,

Кац М.Э., Сойбельман М.И.

Создание технологии выпуска цельнолитых башен танков. Технология признана выдающимся мировым достижением.

Кватер И.С.,Гуревич К.Н., Кац М.Э., Хаит С.А., ЧаусовскийБ.Г., МайдельманЭ.Д., Кассациер М.С.

Разработка и производство самоходных артиллерийских установок (САУ). Некоторые модели превосходили САУ Германии.

ГорлицкийЛ.И., Шнейдерман А.С., Лесохин А.Ф. и др.

Создание и выпуск грузового автомобиля ГАЗ-ММ на базе “Форд АА”

                Лившиц А.М.

 Создание и выпуск газогенераторного автомобиля ГАЗ-42

        Гуревич И. и другие.

Создание и выпуск трёхосного автомобиля ГАЗ-ААА

  Куперман М. и другие.

 Создание и выпуск грузовых автомобилей серии ЗИС

     Шапочник Б.Л., Фиттерман Б.М. и другие.

Создание и выпуск гусеничных автомобилей серии ЗИС

СонькинГ.А.,Мельман Д.Д.

Разработка и выпуск дизельного автомобиля серии УАЗ-253.

             Шапочник Б.Л.

Разработка и выпуск троллейбусов.

ФиттерманБ.М., Рабинович, Иоффе, Гольд.

Разработка и выпуск полноприводных автомобилей ЗИС-32 и

ЗИС-36

 Фиттерман Б.М. и другие

Организация ремонта и унификация узлов трофейных автомобилей, сотавл. 5% автопарка армии в конце войны.

 Фиттерман Б.М. и другие

разработка легкового автомобиля высокого класса (ЗИС-110).  Сталинская премия.

 Фиттерман Б.М. и другие.

Разработка и выпуск серии тракторов-тягачей.

 Слонимский В.Я.

Участие в разработке проекта и строительстве крупнейшего линкора “Советский Союз”. В связи с войной корабль не был достроен.

Мацкин Я.М., Гнесин Б.Я., ГантваргерР.Б., Штейнберг А.М.

Разработка и строительство серии эсминцев типа “Гневный”.

Трахтенберг П.О.,Фишер А.А., ФрумкинБ.С., Гинзбург В.И.

Разработка проектов и участие в строительстве подводных лодок.

Шрайбер.С.И., Каменецкий И.Л., Иоффе И.М.

Разработка технологии и серийное производство станции орудийной наводки СОН-2А.

Форштер А.А., Слиозберг М.Л.,Хайкин С.Э., Брейтбарт А.Я., Рабинович С.П.,ГуревичГ.Р., Гринберг Л.Ю.,Гальперин И.Е.,Закгейм Л.Н.,ОршанскийН.С., Леви Л.И., Клебанов Е.Ф.

Разработка радиолокационных станций РУС-1 и РУС-2.  И корабельного варианта

Зейтелевич Г., Ханевский Г.С.,Гинзбург В.Н., Либин В.И.,Рамм Г.С.,Генкин А.Л., Мескин Л.В.

Создание радиолокационной установки “Гнейс-2”. Установка использовалась для обнаружения транспортных самолётов, летевших на помощь группировки, окр. под Сталинградом.

 Фин А.А. и другие

Разработка методики и выполнение расчетов оболочек снарядов.

Акад.ГалёркинБ.Г.(теория)

Шапиро Г.С. (расчёт)

Разработка технологии отливки снарядов из сталистого чугуна.

 Сталинская премия.

Ланда А.Ф., Беркашвили А.К.

Фультмахт В.В.

Внедрение сварки корпусов снарядов и бомб методом Патона.

Кунис М.И., Кузнецов В.И.

Создание сверхмощной бомбы для особо прочных укреплений. Использована для разрушения фортов Кенигсберга.

    Руководитель работ Гальперин Н.И.

Разработка высоконадёжных взрывателей для снарядов и бомб.

            Вишневский Д.Н.

Разработка взрывателей длительного замедления для авиабомб.

ЛевинМ.Б.,Лихницкий  М.И.

Разработка нового вида взрывателя. Сталинская премия.

Файнберг М.М.

 

Данный список далеко не полон. Более полный перечень содержится в книге Л.Л. Миненберга. Однако и там отражены не все работы евреев в промышленности СССР в годы войны. Их деятельность ощущалась во всех отраслях промышленности и транспорта. Если смотреть реально, то так называемый “Ташкентский фронт” сыграл одну из решающих ролей в годы войны.

В послевоенное время значительный вклад в создание ракетного оружия внёс лауреат ряда самых престижных премий СССР, Герой Соцтруда, д.т.н. Л.В. Люльев. Работы по созданию противотанковых и зенитных реактивных установок возглавлял Герой Соцтруда д.т.н. А.Э. Нудельман. Он же до этого руководил созданием скорострельных авиационных пушек различных типов, по своим техническим данным значительно превосходивших аналогичное вооружение всех западных стран.

В области, ныне получившей название "высокой технологии", т.е. связанной с разработкой и производством точных приборов, радиооборудования и устройств вычислительной техники, также весьма активно трудились евреи - специалисты различных категорий. Пионером в области радиотелеграфирования и создания радиотехнической промышленности в России был С.М. Айзенштейн. Ещё в 1907 г. он основал и возглавлял Общество беспроволочных телеграфов и телефонов. После революции он принимал участие в строительстве ряда крупных радиостанций. С 1922 г. он работал за границей в крупнейших радиотехнических фирмах (в том числе и "Маркони"). Лауреатом многочисленных самых престижных премий СССР был крупнейший специалист в области теории и техники антенн д.т.н. Г.З. Айзенберг. Под его руководством разработаны и построены почти все радиовещательные и связные антенны страны. В последнее время он работал в области создания радиорелейных линий связи с использованием искусственных спутников Земли. В области высокочастотной обработки металлов широкую известность приобрели работы проф. Г.И. Бабата. Он добился значительных успехов в радиоламповом производстве, разработке преобразователей постоянного и переменного токов, точечной конденсаторной сварке металлов в электровакуумном производстве. Глубокие исследования в области радиолокации и астрономии проводились под руководством члена-корр. АН УССР С.Я. Брауде. Во время войны им был создан первый в СССР трёхкоординатный радиолокатор, использовавшийся в противовоздушной обороне Москвы. В 1969 г. под его руководством был построен самый большой в мире радиотелескоп, управляемый Т-подобными антеннами.  Одновременно с ним в этой же области работал также один из крупнейших специалистов, его однофамилец, д.т.н. проф. Б.В. Брауде. Он участвовал в разработке высококачественной передающей антенны для Московского телецентра, работал в области создания антенн для радиоастрономии и др. устройств. Одним из крупнейших специалистов в области космического телевидения является д.т.н. проф. И.Л. Валик.  В прошлом он был участником работ на Московском телецентре. Затем был назначен руководителем разработок видеоаппаратуры для космоса (передача изображения обратной стороны Луны и др.) и создания телевизионной аппаратуры сверхвысокой чёткости для исследования поверхности Земли и других планет. Первый в СССР массовый телевизионный приёмник КВН-49 был разработан инженером Н.М. Варшавским (совместно с Кенигсоном и Николаевским). Созданная им общая компоновка массового телевизионного приёмника сохранялась до начала 60-х гг. В создании и разработке систем цветного телевидения большое участие принимал к.т.н. Б.М. Певзнер. При помощи его аппаратуры была произведена первая в СССР передача цветного изображения парада в Москве в 1967 г. Он же был первым научным руководителем цифрового комплекса цветного ТВ.

Значительное число евреев работало и после войны на должностях главных инженеров крупнейших предприятий и управляющих трестами всесоюзного значения. Очень много евреев работало в должностях начальников цехов и отделов предприятий. В 30-х годах, когда в промышленность стали поступать специалисты, окончившие учебные заведения, большое количество евреев направлялось на работу в отраслевые научно-исследовательские и проектные институты. И это несмотря на то, что к тому времени уже существовали негласные ограничения в приёме. В таких огромных всесоюзных проектных организациях как "Гидропроект", "Теплопрект", "Гипромез", "Гипрошахт", "Теплоэлектропроект", Всесоюзный теплотехнический институт, Центральный аэрогидродинамический институт и других, крупных КБ и НИИ оборонного значения на ведущих постах перед второй мировой войной работали много специалистов евреев. С начала 50-х годов началась политика вытеснения их из этих организаций. Состав многих организаций менялся на глазах автора. Крупными руководителями главных оборонных отраслей промышленности до и во время Отечественной войны, а также в послевоенное время проявили себя уже упоминавшиеся в разделе "Научная деятельность" Б.Л. Ванников и Е. Славский. Наряду с ними следует назвать и репрессированных перед войной крупных инженеров в промышленности вооружений И.Ф. Сакриера и Я.Г. Таубина. После эвакуации из Ленинграда Кировского завода в г. Челябинск  главным конструктором по тяжёлым танкам  работал Ж.Я. Котин. Под его руководством были созданы тяжелые танки серии КВ и ИС, являвшиеся самыми мощными танками Второй мировой войны, а также серии самоходных артиллерийских установок. Значительная доля знаменитых средних танков Т-34 выпускалось во время войны на судостроительном заводе "Красное Сормово" в г. Горьком, где директором был Е. Э. Рубинчик. Под его руководством было во много раз увеличено производство танков Т-34, этих, по признанию Черчилля, лучших боевых машин Второй мировой войны. Эту работу описал впоследствии в книге: "Корабелы делают танки" Магид. В авиационной промышленности хорошо известны имена С.А. Лавочкина, имя которого носили истребители серии ЛА, и М.И. Гуревича, имя которого входит в аббревиатуру МиГ, самолётов, до сих пор составляющих основу военно-воздушных сил России и ряда других государств. Научные основы проектирования воздушных винтов самолётов и анализ оптимизации формы сверхзвуковых летательных аппаратов разрабатывались в ЦАГИ под руководством д.т.н. проф. Г.И. Майкопара.  Основоположником вертолётостроения в СССР был д.т.н. проф. Герой Соцтруда М.Л. Миль, имя которого носят многочисленные типы вертолётов и разрабатывающее их конструкторское бюро. Агрегаты непосредственного впрыска топлива для самолётных двигателей, значительно улучшившие их качество, были разработаны и осуществлены под руководством главного конструктора д.т.н. С.А. Косберга. Известным специалистом по технологии производства вооружения был Е.М. Ливертовский. Различные типы зенитных орудий и автоматических зенитных установок, состоящих на вооружении СА и ВМФ созданы под руководством лауреата государственных премий Л.А. Локтева. Много евреев работало в артиллерийской промышленности и промышленности боеприпасов. Уже в послевоенный период, во главе строительства некоторых гигантских промышленных объектов: гидростанций, тепловых электростанции, металлургических заводов стояли инженеры евреи. Для примера можно назвать главного инженера Братскгэсстроя А.М. Гиндина и начальника строительства металлургического комбината Бхилаи в Индии В.Э. Дымшица, впоследствии ставшего Заместителем председателя Совмина СССР по капитальному строительству. Cледует отметить, что в период правления Н.С. Хрущёва процесс вытеснения евреев с руководящих постов в промышленности несколько замедлился. В это время даже в таких престижных и строго засекреченных областях как космические исследования на руководящих постах оставались ещё некоторые "незаменимые" евреи. Одним из таких был директор НИИ космической техники З.А. Иоффе, занимавший этот пост с 1960 по 1969 г. Этот далеко не полный перечень выдающихся инженеров евреев, работавших в российской промышленности, не оставляет сомнения в том большом вкладе, который внесли евреи в создание техники СССР.

Особую роль  во все времена существования СССР играли евреи, работавшие в планово-экономической системе народного хозяйства и системе распределения товаров и ресурсов. Среди еврейской технической и научной интеллигенции было принято относиться несколько свысока к этим людям. Такой взгляд базировался на стремлении еврейской интеллигенции отмежеваться от издавна приписываемого еврею амплуа торгаша. На самом же деле, как показали последующие события, роль этих людей в организации экономики страны была огромной. Без преувеличения можно сказать, что начальниками плановых отделов и отделов снабжения крупных предприятий и НИИ почти всегда были евреи. Эти люди, часто не имея высшего образования, прекрасно ориентировались в запутанной и страдавшей от постоянного дефицита социалистической экономике, которую постоянно трясло от нереальных планов и волюнтаристских указаний партийных бонз, лихорадивших народное хозяйство страны. При полном отсутствии даже намёка на какие-либо средства и системы организации труда в офисах, сохраняя огромную массу данных в своей памяти, именно они долгое время умело сглаживали несуразности планирования системы. Именно им пресловутая социалистическая экономика во многом обязана тем, что она тянулась столь долгое время. Именно руководителям евреям удавалось вносить в закостенелую централизованную систему управления промышленностью элементы свободного предпринимательства, за что, кстати сказать, многие из них поплатились свободой. С уходом этих людей из системы планирования и снабжения, по естественным ли причинам или по причине выезда из страны, начиная с конца 70-х годов экономика многих предприятий стала катиться в пропасть. Это, по мнению автора, и послужило началом "эпохи стагнации", называемой в средствах массовой информации тогдашнего СССР "эпохой развитого социализма", связываемой с именем Л.И. Брежнева. Автор сам мог наблюдать это на примерах многих ленинградских и иногородних предприятий.

В современной России националистически настроенные писатели чаще всего предпочитают вспоминать  такие имена как С.Г. Фирин - руководитель строительства Беломорско-Балтийского канала и М.Д. Берман - начальник Гулага. К сожалению, имелись и такие, которые использовали свои организаторские способности для служения системе. Моральные качества этих людей, если и не были у некоторых из них низкими изначально, то низко пали в процессе работы, система делала из них элитных рабов. Перед ними было лишь два выхода - служение системе или смерть. Многие в ту пору успокаивали себя мыслью, что они делают необходимую грязную работу во имя "чистого" дела. Коммунистическая система была настолько жестокой, что уход из неё означал, кроме полного краха карьеры, зачастую, также неминуемую смерть и репрессии близких людей. Все были заложниками в руках этой преступной системы. Несмотря на позорную, человеконенавистническую сущность системы принудительного труда в главных строительных организациях НКВД, таких как Главгидрострой (начальник Я.Д. Рапопорт), Главжелдорстрой (начальник Н.А. Френкель) и Главпромстрой (начальник Б.С. Кульчицкий), использовавших труд заключенных, их деятельность тоже вносила свой вклад в Победу и привела к освоению крупнейших промышленных районов на Севере и в Сибири. Одним из этих людей был и отец моей жены - Л.Е. Альтмарк, отсидевший срок в ГУЛАГе и дослужившийся потом до должности главного механика строительства Норильского горно-обогатительного комбината. По его рассказам среди специалистов, осваивающих этот богатейший полезными ископаемыми район было множество евреев.


 

Хостинг от uCoz