Можно ли понять Холокост?

Иосиф Кременецкий

Попытки понять и объяснить это злодеяние привели к тому, что появилась обширная литература, посвященная анализу причин одного из самых страшных явлений в новой истории человечества. Оно настолько противоречит человеческой морали, и, в частности, христианской морали, что даже некоторые историки, не осуждающие практику Холокоста или подбирающие аналогии ему в истории, пытаются найти аргументы и “уточнить данные”, ставящие под сомнение то, что происходило или хотя бы масштабы происходившего. Совесть человечества не может мириться с этим, сознание это не воспринимает. Современные средства массовой информации, сумевшие навеки запечатлеть этот позор человеческой морали, ввергают в транс даже убеждённых антисемитов. Известен случай с патологическим юдофобом - американским авто промышленником Генри Фордом, которого разбил паралич во время просмотра документальной кинохроники о зверствах Холокоста. Нельзя утверждать, что зверское отношение к ближнему не свойственно человеку. История знает множество разнообразных зверств, описания которых потрясают. Но масштабы преступлений фашизма превосходят всё, до сих пор существовавшее. Преступления Холокоста касались в основном евреев и цыган. Они совершались на фоне жесточайшей Второй мировой войны. Огромные жертвы и разрушения  почти во всех странах Европы потрясли сознание народов. Но преступления Холокоста отличались от обычных военных преступлений свой целенаправленностью. Это были не стихийные проявления мести возбуждённых людей. Они характеризовались предварительной подготовкой и организованностью. Впервые уничтожение человечества было поставлено на промышленную основу. Десятки тысяч людей и множество современного оборудования использовалось для уничтожения ни в чём не повинных людей стариков, женщин и детей. Они не только уничтожались, их останки и имущество перерабатывались и использовались такими же “человеческими существами”. Открыто на людях проводились жестокие медицинские исследования. Такого история не знала.

Толчком для изложения мыслей автора послужила публикация С. Мадиевского в Интернете основанная на материалах статьи в Новом Мире №9 за 1999 год.

Особенно в трудное положение события Холокоста поставили деятелей религии, которые считаются толкователями и хранителями морали общества. Ужасные преступления бывали и в прошлом, но никогда они не достигали такой организованности и таких масштабов. Более того, религиозные деятели основных конфессий знали о происходящем. Но протесты были единичными и исходили они от отдельных случайных религиозных деятелей. 

“Существование зла, писал русский философ Н.А. Бердяев, - есть величайшая тайна мировой жизни и величайшее затруднение для официальной теологической доктрины …”

Но раз существовали и существуют в обществе индивидуальные зверские убийства, значит могут существовать и подобные действия коллективные. Для этого необходимо собрать и вдохновить на убийства часть общества, способную не это. Внушить ёй соответствующую идеологию, исключавшую этих людей из человеческого сообщества. Изменить сознание множества людей, участвующих в проведении этого преступления. А дальше уже проявится лавинное свойство стадности. Убийцы найдут поддержку толпы.

Подготовка военных контингентов имеет некоторое подобие этому. Однако там выработалась условная мораль, правила ведения войны, уменьшающие количество невинных жертв, запрещающее убийство ради убийства. Но массовое уничтожение мирных людей, включая женщин и детей  - это дело другого порядка. Для этого требуется не только идеологическая обработка, но и необходимые архетипы в сознании народа, вырабатывающиеся в течение веков. Совпадение этих и других факторов привело к тому, что тысячи людей согласились добровольно участвовать в тягчайших преступлениях. Что и произошло во времена Холокоста.

Массовые убийства всегда подкрепляются идеологическим обоснованием. Толпе выдвигается определённая цель. Это может быть классовое обоснование, как это происходило в России в эпоху большевизма, или национальное (расовое) как в Германии и других государствах Европы. Или религиозное - как это происходило в Азии, Африке, Америке. После этого совесть большинства человечества страдает и появляются идеологи, которые стремятся объяснить эти страшные периоды. Их позиции различны. Некоторые пытаются найти оправдание зверств, некоторые стараются разобраться в их корнях и предостеречь человечество от повторения подобных событий. Есть и такие, которые стремятся найти документальное подтверждения и “уточнить результаты”. Мало кто остаётся равнодушным к этому. Попытаемся изложить известные точки зрения на страшные дела времён Холокоста, появившиеся в печати, и высказать свою оценку напечатанного.

К концу 19 века философия ненависти е евреям, возникшая и развившаяся в недрах христианских церквей различных конфессий, вполне созрела. Появилось много публикаций, специально подобранные факты в которых выстраивались в схему захвата власти над народами мира неким выдуманным штабом “сионских мудрецов”. Захват власти большевиками в России выдавался за прямое подтверждение этой идеи. Сторонников национализма и “патриотов” призывали объединиться в борьбе против еврейской опасности. Кроме того, идея христианской мести за распятие Христа переросла в расовую идею. Для её воплощения в дела нужен был лишь вождь. Такой вождь и появился в лице А. Гитлера. Жизнь и деятельность этого дьявола в человеческом облике описана во множестве произведений историков и воспоминаниях его приближённых. Исследование его феномена началось почти сразу после захвата власти. Приведём лишь наиболее известных историков и мемуаристов, писавших о Гитлере, которых упоминает С. Мадиевский,: И. Харнд 1935; К. Хайден 1936; Э. Дауэрляйн 1969; В. Мазер 1975; И.-К. Фест 1976; И. Толанд 1977; У. Карр 1980. К этому списку можно добавить ещё такие имена как  А. Буллок 1991; Г. Пикер 1997; Э Фромм 1994 и др. Большинство из них признали, что он не был психопатом в обычном значении этого понятия, но относили его характер к числу параноидальных. В своей книге “Моя борьба” он постоянно говорит о своём антисемитизме, но уровень этого чувства в тексте книги не превышает уровня в писаниях других антисемитов. Даже известная книга Генри Форда “Международный еврей” или писания власовского идеолога А. Мельского “У истоков великой ненависти” значительно превосходят её по накалу антиеврейских страстей. В самом начале его правления были установлены ограничения деятельности евреев и проводилась конфискация их собственности. Но переступить рубеж человечности Гитлер смог только в июне 1941 года. Поголовное уничтожение евреев началось и проводилось по указанию и с ведома германского руководства на территориях стран Европы при занятии их немецкими войсками. С этой целью заблаговременно были созданы специальные воинские подразделения - зондеркоманды. Для ускорения этого процесса впоследствии были созданы лагеря уничтожения, где убийства были поставлены на промышленную основу. Там где условия не позволяли сразу уничтожить большое количество людей готовилась специальная промышленная индустрия уничтожения. Устраивались гетто, устанавливались специальные метки для людей, подготовленных к уничтожению, создавались концлагеря, подводились железнодорожные ветки, выделялся транспорт, разрабатывались и испытывались методы уничтожения. Всё это документально подтверждено материалами многочисленных процессов, проходивших после разгрома фашизма. Имеются десятки тысяч свидетельских показаний людей, чудом оставшихся в живых. Тем не менее появилось течение “ревизионистов Холокоста”. Появились и опровергатели факта этих событий и уточнители их результатов. Приведём некоторые их точки зрения.

1. Отрицатели Холокоста.

До сих пор определённая группа людей отдаёт свои силы и время поискам аргументов и оценке фактов для отрицания Холокоста. Эти люди находят поддержку как на Западе, так, и особенно, на Востоке. Некоторые мусульманские круги заинтересованы в этом для обоснования своей политики и даже материально помогают людям, работающим в этом направлении.

Подробный анализ деятельности этой группы “историков” приведён в статье Ефима Маневича в газете “Новое русское слово” от 7 июня 2000 года. В послевоенное время развилось целое направление ревизионистов Холокоста. Среди них оказался даже шахматист Боби Фишер. Начало этому движению положил Поль Рассинье, узник Бухенвальда, поставивший под сомнение преднамеренный характер массовых убийств. В 1976 г. американец Артур Бутц опубликовал книгу “Обман 20-го века: против предполагаемого истребления европейских евреев”. В 1978 г. в Калифорнии был основан Institute of Historical Review (IHR) собравший вокруг себя всех известных к тому времени ревизионистов: Давида Ирвинга, Гарри Бернса, Фреда Лейхтера, Марка Вебера и некоторых других. Деятельность института получила криминальную оценку в суде. В результате судебного иска бывшего узника лагерей смерти  Мермельштейна Высший суд Калифорнии официально признал факт Холокоста 22 июля 1985 г. IHR должен был заплатить большую денежную компенсацию за клевету и опубликовать извинения перед истцом. Тем не менее Институт продолжает свою деятельность, проводя заседания в разных точках мира. Недавно такое сборище было проведено в столице Иордании Аммане. Во многих странах мира эта деятельность находится вне закона. Для популяризации своих “исследований” ревизионисты широко используют Интернет.

В последнее время особо проявили себя на этом поприще Юрген Граф из Швейцарии, Эрнст Зундель из Канады Давид Ирвинг из Великобритании. Примечательна судьба бывшего члена ЦК французской компартии Роже Гароди. В настоящее время он стал одним из активных ревизионистов Холокоста. Даже принял мусульманство. Ревизионисты  не могут полностью отрицать факты уничтожения европейских евреев. Их изыскания пока сводятся лишь к уточнениям цифр. Они отрицают: использование газовых камер для уничтожения людей и пытаются “уточнить” число погибших, установленное на Нюрнбергском и Иерусалимском процессах, сводя его к миллиону человек, отрицают непосредственную ответственность германского руководства по окончательному решению еврейского вопроса и инициативу Гитлера, ставят под сомнение подлинность знаменитого Дневника Анны Франк и т.д. Их главная задача обелить гитлеровцев ссылаясь на массовые убийства большевиков времён Гражданской войны и сталинизма. Сейчас к ним присоединились и националисты из бывших советских республик.

В современной Латвии, где открыто реабилитируются фашисты, близкий к правительству профессор Хейнрихс Стродс утверждает, что известный лагерь в Саласпилсе, где открыт памятник жертвам Холокоста, был “вымыслом коммунистов и чекистов”. Он отрицает, что в этом лагере было убито при активном участии латвийских фашистов более 100 000 человек, включая 7 000 детей.

В самое последнее время для пропаганды своих взглядов ревизионисты широко используют Интернет. Их писания находят приверженцев, однако, в многочисленных судебных процессах, в которых они замешаны, они всегда терпели сокрушительное поражение. Законодательства многих стран рассматривают их деятельность как преступную. Опросы, проведённые  американским еврейским комитетом в 2000 году в 11 странах показали, что большинство отрицателей Холокоста живёт в восточной Германии. Там их 10%, Опрос показал, что 7% британских респондентов, 5% французских, 1% американских не исключают, что Холокоста никогда не было.

2. Объяснение причин Холокоста.

Причины столь неимоверной жестокости немцев и их единомышленников и соучастников из других стран Европы продолжают исследоваться историками. В их распоряжение поступают всё новые документы, они пытаются по новому оценить и старые, известные. Оказывается, что в преступлениях Холокоста замешано гораздо больше рядовых фашистов, чем об этом было известно раньше. Одним из таких исследователей выступил в 1998 году немецкий историк Г. Хайнзон. Касаются этого вопроса и другие исследователи. Высказываются и религиозные деятели. Пытаются осмыслить эту трагедию и авторитетные представители иудаизма. Автор решил сгруппировать некоторые высказывания разных исследователей, подчеркнув при этом оттенки мнений и дав им свою оценку.

2.1 Теологические причины.

В отличие от научных причин, основывающихся на психологических тестах и исторических сведениях, эти причины и их обоснование исходят из общепринятой морали и поэтому более доступны широким кругам населения.

В трудных жизненных ситуациях многие люди обращаются к Богу. Он есть высшая инстанция справедливости для верующих. Приведём опубликованные мнения религиозных деятелей, трактующих явления Холокоста.

Ортодоксальные иудаисты по своему объяснили страшные события Холокоста. Среди них имеют хождение две теории: первая - кара Божья за грех вероотступничества и вторая - наказание за сионистское движение, которое взялось воссоздать Израиль без вмешательства Высшей силы. Напрашивается вопрос - почему кара постигла и тех, кто не имел никакого отношения к этим явлениям? В том числе и младенцев.

Некоторые представители реформистского течения в иудаизме, наоборот, видят искупление в жертве за грехи современной цивилизации: безработице, политике европейских государств, даже преступления времён феодализма. Мейнбаум (1965) писал: “Их смерть (евреев - И.К.) очистила цивилизацию Запада и последний вновь стал местом, где человек может жить по заветам справедливости и милосердия.”

Бывший раввин Р.-Л. Рубенстайн (1966, 1993 гг.) считает, что Холокост есть доказательство смерти Бога. Он утверждает, что в противном случае, поскольку Бог не остановил этот процесс убиения невинных, пришлось бы признать, что Гитлер был орудием Бога.

Другое близкое к этому объяснение принадлежит религиозному философу Э. Берковицу (1977, 1993 гг). Поскольку сущность Бога непостижима, во время Катастрофы произошло временное сокрытие от людей лика Божьего. Лишь после этого произошло спасительное возвращение Его. Сущность Божья и Его дела непостижимы для человека.

Бывший премьер-министр Израиля Менахем Бегин, наоборот, видел в явлении Холокоста доказательство бытия Божьего. Погибшие евреи были искупительной жертвой, ибо, в противном случае, учёные атомщики, многие из которых были евреями, помогли бы Гитлеру создать атомную бомбу. Это привело бы к уничтожению жизни на Земле. Комментировать это утверждение бессмысленно.

Удивляешься, как может прийти в голову такая кощунственная бессмыслица. К сожалению, автору доводилось слышать подобные суждения религиозных евреев.

До сих пор были приведены примеры объяснений Холокоста, высказываемые представителями евреев. Посмотрим же как его объясняют христиане. Г. Хайнзон собрал и их мнения.

Среди христианских фундаменталистов США распространена своя трактовка причин Холокоста. Гитлер, по их утверждению, был орудием в руках Господа вынудившим евреев переселиться в Израиль. Это приближает второе пришествие Христа ибо оно произойдёт, когда евреи возвратятся в Израиль. Г. Хайнзон ссылается при этом на Т.-П. Вебера 1987г. и К.-В. Строциера и Г. Лона 1990 г.

По своему воспринимает причины Холокоста теолог-феминистка К. Муллак (1983). В монотеизме она видит ущемление прав женщин. Евреи положили начало монотеизму, отвергнув женские божества, которые руками нацистов отомстили им за это.

Несмотря на то, что эти суждения более похожи на суждения некомпетентных людей, но они существуют и даже имеют распространение.

2.2 Социологические причины.

Марксистские историки тоже не остались в стороне от толкования причин Холокоста. Эти события трактуются ими как борьба капиталистов немцев за еврейскую собственность. (К. Квит 1976 г.) или как очередная попытка найти козлов отпущения в лице евреев и переключить их внимание с трудностей положения страны. (Т.-В. Мазон; 1968 г. Р. Кюнль 1974). Г Хайнзон указывает на нелогичность этого объяснения. Большинство евреев было бедняками. Здесь более логичным был бы классовый подход. Кроме того, промышленность лишалась многих квалифицированных специалистов, а наука крупнейших учёных. Он замечает, что, к сожалению,  недовольство действиями Гитлера в стране было весьма незначительным, а планы уничтожения евреев сохранялись в тайне и заменялись более общими терминами - “депортация”, “переселение” и т.д.

В советские времена Холокост евреев рассматривался без выделения национальности. Партийные идеологи решили, что выделение евреев из общего числа жертв может создать им преимущества или показать, что обвинения белогвардейцев и гитлеровцев в “евреизации  власти России” справедливы. Не последнюю роль здесь играло опасение советского руководства возбудить недовольство народа, среди которого антисемитские настроения играли существенную роль. Гитлеризм советские пропагандисты выдавали за “наиболее агрессивный передовой отряд мирового империализма”, что не выходило за рамки большевистской доктрины.

Некоторые исследователи связывают Холокост с долгосрочной политикой нацистов по коренному изменению населения Земли. По мысли Х. Арендт (1968 г.) уничтожение евреев и цыган должно было послужить подготовкой для уничтожения остальных групп населения. Это могло подавить сопротивление и приучить к мысли о неизбежности гибели не противоречило догме национал-социализма.. 

По мнению немецких социологов Г. Али и С. Хайм (1993 г.) причиной Холокоста является попытка насильственной модернизации и переориентации Восточной Европы. Фашисты надеялись, как это декларирует Гитлер в своей книге, освободить пространство для размещения немецких колонистов, оставив необходимое для работы количество коренного населения в качестве нижнего сословия. Но в этом и заключается преступность такой политики.

Не секрет, что в результате Холокоста значительно изменился социальный состав еврейского населения Европы, особенно Восточной Европы. На территории Советского Союза была уничтожено в большей части  еврейское население, занимавшееся сельским хозяйством и кустарническим промыслом. Население, связанное с крупной промышленностью, в значительной части было эвакуировано на Восток. В Западной же Европе наиболее состоятельная часть населения сумела выехать в другие места. Этот результат оказался непредусмотренным гитлеровцами и был обусловлен разгромом фашистских государств, который во  времена начала репрессий Холокоста ещё был под вопросом. Сами же гитлеровцы стремились к полному уничтожению еврейского населения мира вне зависимости от его социального положения.

2.3. Политические причины.

Большинство либеральных исследователей Запада связывает политику уничтожения евреев с их поддержкой модернизационных общественных идей - демократии, эгалитаризма, интернационализма, пацифизма, социализма. Многие культурные и общественные деятели начала 20-го века  разделяли мнение, что царизм в России являлся оплотом реакции. Поэтому крушение этого строя приветствовалось. Не предполагали, что он быстро превратится в жестокую преступную диктатуру сталинизма. Евреи считались наиболее активной частью населения, поддерживающей борьбу с этим строем. В своей одиозной книге Гитлер связывал активность евреев в СССР с их врождёнными свойствами. Хотя многие выдающиеся евреи пострадали от сталинизма, гитлеровцы  проповедовали теорию о врождённых “преступных” качествах еврейского народа, проявившихся в участии в сталинском терроре. В этом значительную роль сыграли белогвардейцы, изгнанные из России. Через прибалтийских немцев Розенберга и фон Шёбнер-Рихтера Гитлер завязал связи с верхушкой русской белой эмиграции. Впоследствии Розенберг стал гитлеровским министром по делам восточных территорий и был повешен по приговору Нюрнбергского трибунала.

Известный английский историк А. Тойнби в концепции, выдвинутой ещё до начала Холокоста (в 1939 г.), трактует борьбу гитлеровцев с евреями как стремление освободить современный мир от остатков ближневосточной цивилизации, носителями которой считались евреи. В развитии цивилизации теория Тойнби не находила места для евреев как нации.

Неубедительную теорию, объясняющую причины Холокоста сформулировал Р.-Л. Рубенстайн (1987, 1994 гг.) Суть её в смерти городов, как выражения западной цивилизации. Города, по его утверждению, это сверх и антиприродные агломерации. Их судьбу автор видел в аналогии с судьбой “голодных заключённых Освенцима, питающихся запасами собственного  организма, пока те не переварятся полностью”  Теория неубедительна, античеловечна  и неверна. Ответа на вопрос почему евреи стали жертвами она не даёт. Да и судьба развития городов далеко не ясна в настоящее время.

В составе политических причин нельзя не отметить трактовку Холокоста современными националистами, пришедшими к власти в бывших советских республиках. Они, в основном, повторяют теории идеологов “белого движения”. Книги этих идеологов переиздаются и попадают в мировую сеть Интернета.  Большинство авторов - А. Дикий, В.Н. Емельянов, И. Солоневич, И. Шафаревич, В. Солоухин и др.  основные причины Холокоста усматривают в участии евреев в деятельности ЧК и НКВД. Особенно активны в этом нацисты Украины и Латвии. И эта теория не объясняет того факта, что репрессиям нацистов подвергались все евреи без разбора, включая женщин, стариков и малых детей.

2.4. Психологические версии.

Наиболее сложной проблемой является психологическое объяснение причин Холокоста. Активно занимался этим вопросом представитель фрейдовской психологической школы Э. Фромм, ввёдший понятие “злокачественной агрессии”.

 “ Человек отличается от животных именно тем. что он убийца. Это единственный представитель приматов, который без биологических и экономических причин мучит и убивает своих соплеменников и ещё находит в этом удовлетворение. Это та самая биологически аномальная и филогенетически не запрограммированная “злокачественная” агрессия, которая представляет настоящую проблему и опасность для выживания человеческого рода” (Э. Фромм  “Анатомия человеческой деструктивности” М. 1994).

Но этим не исчерпывается понятие “злокачественная агрессия”. Она имеет свойство передаваться в качестве архетипа новым поколениям. (К.Г. Юнг). На наших глазах происходило формирование сознания германского народа в расистском направлении. Аналогичный процесс, но в значительно более слабом варианте,  происходил позже и в СССР. Причём, здесь и там делалась ставка на психологию толпы. Это с успехом использовалось как гитлеровскими, так и сталинскими пропагандистами. Но не только ими.  Тысячелетия все религии мира культивировали и сохраняли вражду между собой. Велась постоянная пропаганда ненависти. Это влекло огромные человеческие жертвы и насилие. Холокост, не в последнюю очередь, объяснялся вековой пропагандой ненависти к евреям со стороны христианской церкви. Это  делалось вопреки гуманистическим принципам этой религии. Фашизм лишь решился на то, чтобы довести эту ненависть до логического конца..

Современная западная психология в значительной степени опирается на фрейдовские понятия подавленной сексуальности. Г. Хайнзон приводит в пример наиболее распространённые психологические версии (Р. Бинион 1973, 1978; Р.-Дж. Уайт 1977). Он указывает, что психология толпы расщепляется на две ветви: радостную готовность к подчинению порядку сильной власти и потенциальную готовность к агрессии и наслаждению жестокостью. В Германии эпохи Третьего Рейха  было много личностей садомазохистского типа (Т. Абель 1966) .Эксперимент С. Милграма (1963, 1973) показал, что готовность немцев подчиняться приказам невзирая на страдания других составляет 6/7 членов социума.

Марксистски настроенные авторы М. Хоркхаймер и Т. Адорно (1947) трактуют Холокост как ритуал массовых человеческих жертвоприношений. По их мнению, он помог снять психическое перенапряжение от войны. Однако, Хайнзон считает, что этот процесс не был стихийным, а являлся спланированным и организованным уничтожением. Кроме того, относительная засекреченность этих действий ставит под сомнение их точку зрения.

2.5. Реакция на действия противников.

Многие антисемитски настроенные авторы пытаются представить Холокост как реакцию на действия представителей евреев - противников Гитлера. Действительно, после принятия ограничительных законов руководители и видные деятели мирового еврейства активно протестовали против этого. Кроме того, средства массовой информации СССР (до 1939 г.) и его представители на международной арене осуждали  действия гитлеровцев и активно выступали против них, например, в испанской войне, в которой добровольно приняли участие многие демократы из разных стран. Русская эмигрантская печать постоянно сообщала о терроре “еврейско-большевистского режима”. Г. Пикер, автор известной книги “Застольные разговоры Гитлера” утверждает, что после хрустальной ночи 9 ноября 1938 г., когда были убиты сотни евреев и уничтожены синагоги и другие еврейские учреждения по всей Германии, мировое еврейство объявило Гитлера врагом №1. Анализируя это утверждение Г. Хайнзон не признаёт его в качестве главной причины Холокоста. Первое из утверждений Хайнзона, ссылающегося на то, что эти действия противоречат Гаагской конвенции, вряд ли подходит, зная пренебрежение гитлеровцев международными соглашениями. Второе - что Гитлер ещё в марте 1921 г. и в последующих декретах и приказах открыто провозглашал антисемитизм, больше соответствует действительности. Еще тогда он грозил евреям ответными действиями вплоть до заключения в лагеря. 16 сентября 1919 г. он объявил целью своей политики “устранение евреев вообще”.  Последующее подтвердило смысл этого лозунга.

Многие авторы, пишущие о Холокосте, обычно сосредотачивают своё внимание на крупных городах с большим скоплением еврейского населения. Уничтожение этой группы населения началось не сразу. По-видимому, по чисто техническим причинам. В малых же городах и сельских районах уничтожение началось со вступлением немецких войск. Для этой цели перед нападением на СССР были созданы специальные ейнзацгруппы. В некоторых местах местные националисты даже проявили инициативу, зная отношение к ней немецких властей.

Несмотря на это некоторые авторы усматривают причины зверств Холокоста в действиях советских властей во время войны. Такими причинами выставляются, например, выселение немцев Поволжья в начале Отечественной войны, несоразмерное уничтожение заложников гитлеровцами в ответ на действия партизан, провал блицкрига и некоторые другие события. Эти утверждения находят поддержку у нынешних идеологов национализма, старающихся оправдать участие своих людей в этих акциях и вообще в борьбе против антигитлеровской коалиции. Всё тот же Г. Хайнзон, анализируя эти причины приходит к выводу, что  уничтожение евреев производилось на основе принятого ранее решения и лишь в незначительной части может быть объяснена условиями войны. Скорее всего гитлеровцы пытались военное положение использовать как прикрытие их планов. Эта, многократно подтверждённая, причина Холокоста совершенно очевидна и доказана. Она важна лишь как признание объективного немецкого историка. Ведь не секрет, что многие современные идеологи из кожи лезут вон, чтобы поставить под сомнение решения послевоенных судов по денацификации.

2.6. Стратегические причины.

Исторически очевидно, что гитлеровский нацизм явился реакцией на революционные движения  в России и в других странах Восточной Европы, происходившие под лозунгами интернациолизма. Этот факт известный немецкий историк Э. Нольте выдаёт за главную причину Холокоста. В подтверждение этого он приводит заявление Гитлера в его беседе с физиком М. Планком, утверждавшего, что “все евреи - коммунисты.”. Но ведь сам Гитлер в своей книге неоднократно упоминает о евреях капиталистах, о евреях банкирах. о евреях плутократах. Значительную группу евреев составляли в то время и ортодоксальные евреи, которые всегда выступали против коммунистов, как безбожников. Уже в то время растущее влияние имели евреи сионисты, которые жестоко преследовались коммунистическим режимом СССР. Всё это наводит на мысль, что использование этого лозунга  могло явиться лишь прикрытием, учитывая распространённый в европейском обществе христианский антисемитизм.

Евреи действительно играли активную роль в Октябрьской революции. Гитлер не мог не знать, что эта роль при Сталине была почти сведена на нет. Гитлер в 1939 году высказался об этом так: “ Сталин привёл Россию на путь национал-социализма, ибо в ходе “большой чистки” не только устранил еврейских соратников Ленина, но и вообще задвинул евреев во второй и третий ряд”. Позднее в 1942 году он заметил, что “Сталин ждёт лишь момента, когда в СССР будет достаточно своей (славянской - И.К.) интеллигенции, чтобы полностью покончить с засильем в руководстве евреев, которые на сегодняшний день ему нужны”. Довольно точное определение направления политики Сталина, подтверждённое его действиями.

Борьба с большевизмом не была главной целью нападения Гитлера на СССР. В качестве таковой в своей программной книге он выставляет завоевание жизненного пространства для немцев. Этого мнения придерживается и известный историк А. Хилльгрубер в своей монографии “Стратегия Гитлера. Политика и руководство войной 1940 - 1941” многократно переиздаваемой в Германии.

В декабре 1940 года Гитлер подписывает Директиву №21 о подготовке к войне против Советского Союза. 1941 год он счёл наиболее благоприятным для такого нападения: основные враги Германии в Европе были разбиты, германская армия приобрела боевой опыт успешных операций, в его руках оказалась развитая военная промышленность ряда стран, Англия была не в состоянии причинить серьёзное беспокойство, чистка в СССР сильно ослабила Красную Армию, о чём свидетельствовала война в Финляндии. Победа над СССР давала в руки Германии богатейшие сырьевые ресурсы. Усиленная модернизация Красной Армии, предпринятая с учётом результатов финской кампании, была лишь в самом начале своего осуществления. США, хотя и помогали Англии, не собирались вступать в войну. В конгрессе была сильна пронемецкая оппозиция. Страна оказалась втянутой в мировую войну лишь в результате нападения японцев и объявления войны со стороны Германии.

2.7. Расовые проблемы

Программная книга Гитлера “Моя борьба” буквально насыщена различными рассуждениями о превосходстве арийской расы и о её правах на господство в мире. Но как известно из истории, господство может осуществляться по-разному. Например, колониальное господство европейцев в Африке или господство испанцев в Америке, а, впоследствии, белых американцев над индийцами  в Северной Америке. Господство русских на территории Азии. Все эти виды господства, как правило, не влекли за собой геноцида т.е. поголовного убийства всех, включая младенцев, представителей другой расы. В большинстве случаев речь шла о насаждении идеологии. Такой идеологией в большинстве случаев являлось христианство. Считалось, что после принятия христианства человек другой расы становился союзником и не представлял более опасности. В случае гитлеровцев происходило совершенно другое. Евреи были объявлены биологически опасными. Многочисленные примеры, на которые ссылается Гитлер в своей программной книге, подкрепляют его мысль о том, что евреи представляют собой биологическую опасность для германской (арийской) расы. Т.е. Гитлер провозглашал политику, при которой принятие евреями его идеологии признавалось недостаточным, В этом случае опасность для арийцев продолжала оставаться. Это означало в действительности признание не конкурентноспособности арийцев по отношению к евреям. Все остальные доводы являлись лишь идеологическим прикрытием.

Упоминавшийся выше Э. Нольте приводит довод, что “если классовая принадлежность могла признаваться заслуживающей смерти (намёк на деятельность большевиков - И.К.), то почему нельзя было поступать так с принадлежностью расовой?  …Уничтожение  классов, народов, групп - что было оригиналом и что копией. Тот кто уничтожение евреев хочет видеть вне этой связи … фальсифицирует историю”.  Мысль эффектная, но ошибочная. Несмотря на обильные жертвы, связанные с коммунистической революцией и последующей политикой в России этот режим не боролся против представителей “враждебных классов”, принявших его идеологию. Известно множество примеров, когда эти представители занимали при большевиках высокое положение. Под репрессии попадали, правда, жёны уничтоженных видных руководителей, но дети, как правило, репрессиям не подвергались за исключением некоторых детей руководящей верхушки, отнесённым к специальной категории заключённых АСИР, расшифровывающимся как “члены семей изменников родины” или к ЧСВН - “члены семей врагов народа”. Под народом в данном и других случаях коммунисты подразумевали всю общность народов СССР, состоящую из многих национальностей. Это более соответствовало параноидальному стремлению Сталина избавиться от конкурентов.  “Холокостом Гитлер не реагировал на советские действия - справедливо утверждает Г. Хайнзон, - а осуществлял собственные цели”. Ссылка на зверства большевиков преследует цели ослабления впечатлений от зверств фашистов. Зверства большевиков должны рассматриваться совершенно отдельно и осуждаться вне зависимости от Холокоста.

Создание образа “еврейского комиссара”, как символа ужасов гражданской войны в России, это пропагандистский приём. Евреи в этом смысле не выделялись из представителей других национальностей. А что касается зверств, то в условиях гражданских войн жестокость характерна для действий обеих сторон.

В своих попытках найти главную причину Холокоста Э. Нольте обращается даже к Библии. Эти выводы  Нольте  Г. Хайнзон иллюстрирует следующим высказыванием.

“Евреи носители определённого мировоззрения. Впервые выразила его именно Библия, без неё не было бы ни большевизма, ни вообще левых. Основной чертой его является представление о настоящем как о царстве несправедливости и вера, что когда-нибудь, в будущем, его сменит царство справедливости и мира, царство Божие на Земле.”

Как отмечает Г. Хайнзон, Гитлер, по мнению Нольте “хотел сдержать или устранить процесс интеллектуализации мира, носителями которого он считал евреев”. Его идеалом были немецкие фермеры на Востоке, использующие труд местных работников. В заключение Э. Нольте приходит к выводам, что Холокост - это борьба с большевизмом и борьба с еврейской расой. Однако, Г. Хайнзон уточняет его выводы, утверждая, что мишенью Гитлера был не интеллект, а определённая этика, характерная для Библии.

Что касается собственного интеллекта Гитлера, то его уровень был не высок. В своей единственной книге у него много примитивизма и путаницы в оценке исторических событий. Уровень образования его низкий. Главное свойство его характера - безудержный авантюризм. Поначалу гитлеровцы не решались на “окончательное решение еврейского вопроса”. Однако, первые грандиозные победы на востоке вскружили им голову. План окончательного решения был утверждён в январе 1942 года, когда Гитлер и его клика ещё могли рассчитывать на безнаказанность.

2.8. Противоречие с христианской этикой.

Интенсивно готовясь к войне Гитлер, тем не менее пытался выставить себя в качестве сторонника мира. Требования его к другим странам заведомо не могли быть удовлетворены, и это неизбежно вело к войне. Но в своих выступлениях он пытался выдавать себя за пацифиста, сваливая вину за войну на образ мифического еврея, якобы закулисно вершившего делами всего мира. Перед началом военных действий в январе 1939 года он заявил: “Сегодня я снова буду пророком. Если международное еврейство сумеет в Европе или в других местах ввергнуть народы в мировую войну, то её результатом будет не большевизация Европы и победа иудаизма, но уничтожение еврейской расы в Европе.” К счастью, ему не удалось осуществить полностью своих намерений, но то, что произошло лежит несмываемым пятном на совести народов Европы и, особенно, немецкого народа!

Как отмечает Г. Хайнзон, для этого ему нужно было преодолеть влияние христианской этики, еврейской по своему происхождению. Эта этика базировалась на следующих принципах: заповедях любви к ближнему, справедливости, милосердия, равенства, неприкосновенности человеческой жизни. Хотя в мире эти заповеди никогда не останавливали преступников, они всё же оказывали большое влияние на сознание народов. Для осуществления своих планов переделки мира ему было необходимо искоренить самих носителей и инициаторов этих принципов.

Здесь нужно подчеркнуть особое свойство антисемитизма, как и других видов национализма и расизма вообще, - преобладание чувства над сознанием. Действия в этих случаях определяются именно больше чувствами, чем разумом. Гитлер пытался преодолеть этот еврейский дух, проникающий через христианство. Только это, по его мысли, позволяло немцам завоевать жизненное пространство на Востоке. Такие черты ментальности немцев, как распространённая неприязнь к евреям, дисциплина, внушенное чувство превосходства, доходящее до фанатизма, способствовали проведению в жизнь этих идей. 

Правда о Холокосте - дань сочувствию памяти невинных жертв. Она имеет большое воспитательное значение. Это признано политиками и педагогами всех цивилизованных народов. Во многих странах введены уроки истории Холокоста. Правда о Холокосте показывает всю глубину падения человеческих существ, выбравших своей идеологией расизм и нацизм. Она служит предостережением, что особенно важно в современном мире, обладающем большими запасами оружия массового уничтожения. Число скрытых и явных сторонников нацизма возрастает. Понимать Холокост не только можно, но и нужно. Необходимо также разъяснять его сущность людям!

1.     G. Heinsohn. Warum Auschwitz? Hitlers Plan und Ratlosigkeit der Nachwelt. Rowolt Verlag, 1998.

2.     С. Мадиевский. Почему Холокост? Изложение в интернете статьи из Нового Мира №9 1999

Хостинг от uCoz