Дата последнего обновления: - 03.11.2001
Автор: - Сергей Подалов (Serge Pod)

Истребитель Avia S-199 в ВВС Израиля

Суббота, 29 мая 1948 года. Спустя две недели после провозглашения Государства Израиль, положение на всех фронтах было тяжелым. Арабские армии вторглись на территорию еврейского государства с юга, востока и севера.

Основные направления ударов арабских армий 15.05.1948
Основные направления ударов арабских армий 15.05.1948

Врага сдерживали только отдельные поселения, в которых были небольшие военные подразделения. 14 мая 1948 года регулярные части египетской армии перешли границу в районе сектора Газа и начали продвигаться вдоль побережья Средиземного моря по направлению к центру страны. Они атаковали населенные пункты Кфар Даром и Нирим, смогли захватить Яд Мордехай, открывая тем самым дорогу в сторону Тель-Авива. Наступление египтян поддерживалось истребителями "Спитфайер" (Spitfire), с начала войны они господствовали в воздухе. В Иудеи и Самарии действовала иракская армия и части иорданского легиона, а на севере - сирийская и ливанская армии.

29 мая саперы бригады "Гивати" взорвали мост и остановили продвижение египетской дивизии на север. Более 500 единиц техники скопилось на шоссе в ожидании завершения ремонта моста. Египетское командование не опасалось атак с воздуха и не позаботилось о рассредоточении техники. Израильтяне решили атаковать египтян используя самолеты S-199. К вылету были готовы четыре самолета. Решено было лететь двумя парами в составе: Моди Алон и Лу Ленарт, Эзер Вейцман и Эди Коен.

Эзер Вейцман
Эзер Вейцман
Моди Алон (в черных очках), Давид Бен Гурион (справа)
Моди Алон (в черных очках), Давид Бен Гурион (справа)

Самолеты взлетели в 18.00 с аэродрома Экрон (нынешний Тель-Ноф). Каждый самолет нес две 70-ти килограммовые бомбы. После взлета обнаружились проблемы с управляемостью у самолета Лу Ленарта, но он продолжил полет. Чтобы избежать встречи с вражескими самолетами, S-199 полетели над морем и повернули на восток в районе деревни Ашдуд (современный город Ашдод).
В 19.45 в небе появились четыре маленькие точки,

Основные направления ударов арабских армий 15.05.1948

Истребитель Avia S-199 в полете

приближавшиеся с западного направления. Самолеты разделились на пары и внезапно спикировали на скопление египетской техники. Первым был самолет, пилотируемый Лу Ленартом, добровольцем из США. После сброса бомб Ленарт развернул самолет, зашел с юга на цель и обстрелял скопление вражеской техники из пушек и пулеметов, однако после десятка выстрелов пушку заклинило и пилот был вынужден вернуться на базу.
Второй самолет, пилотируемый Моди Алоном (Кливанский?), попал под огонь с земли. К тому времени египтяне уже сориентировались и открыли шквальный огонь из всех средств ПВО. Алон провел свой самолет сквозь огненные трассы и сбросил 70-ти килограммовые бомбы в центре скопления машин. Так же, как и Ленарт, Алон обстрелял врагов из пушек и пулеметов и вернулся на базу. Однако при посадке одна из стоек шасси сломалась, самолет перевернулся и получил серьезные повреждения; пилот не пострадал. Вторая пара, под командованием Эзера Вейцмана, зашла на цель с юга. Ведущий спикировал на центр скопления машин, сбросил две бомбы и атаковал наземные средства ПВО египтян пулеметно-пушечным огнем.

Вскоре пушки заклинило, но Вейцман продолжал штурмовать колонну египтян до тех пор, пока не закончился боезапас пулеметов. Ведомому же не повезло: зенитный огонь египтян усилился. Атакующий самолет получил значительные повреждения и загорелся. Пилот Эдди Коэн, доброволец их Южной Африки, был тяжело ранен. Он смог повернуть горящий самолет на запад и попытался посадить его в Бейт Дарсе, но самолет потерял управление и врезался в землю.
Это было первое боевое применение самолетов Avia S-199 ВВС Израиля. Хотя с точки зрения нанесённых врагу потерь успех операции был ничтожен, она сильно повлияла на египтян: им пришлось заботиться о быстром рассредоточении войск при угрозе воздушных атак израильтян. С этого момента арабом стало известно, что у израильтян есть на вооружении боевые самолеты, способные атаковать наземные цели. Эта операция ознаменовала начало перехода господства в воздухе от арабов к израильтянам.

К началу Войны за Независимость на вооружении ВВС Израиля не было ни одного настоящего боевого самолета. Имелось лишь 20 легких связных самолетов Auster, Taylorcraft, Tiger Moth и др, получивших прозвище "Примусы".

Эти самолеты базировались на аэродромах Сде Дов (Тель-Авив), Нир Ам (в Негеве, на юге страны) и Явниэль (на севере)

Схема расположения аэродромов.
Схема расположения аэродромов.

. Руководство еврейской общины ("йешув") осознавало острую необходимость боевых самолетов для создаваемого государства и всевозможными путями пытались их приобрести.
В августе 1947 Аарон Ремез (впоследствии ставший первым командующим ВВС Израиля ) и Эйман Шамир разработали программу создания еврейских ВВС. Программа предусматривала приобретение истребителей и бомбардировщиков. В качестве кандидатов на приобретение рассматривались истребители стран антигитлеровской коалиции - американские Bell P-38 Aircobra, Curtiss P-40 Tomahawk, North American P-51 Mustang и английские Hawker Harrican, Supermarine Spitfire и некоторые другие. Однако первым боевым самолетом ВВС Израиля стал истребитель, созданный по другую линию фронта - чешский Avia S-199, который являлся модификацией знаменитого немецкого Messerschmitt Bf-109. Без сомнения, его можно назвать "основным истребителем Войны за Независимость Израиля".

Без сомнения этот самолет можно назвать “основным истребителем Войны за независимость”.
S-199

 

История создания самолета Avia S-199.

Истребитель Bf-109 (или Me-109, по фамилии конструктора) выпускался на всем протяжении всей Второй Мировой войны. Кроме Германии (с 1936 по 1945), строился в Венгрии, Румынии и Испании (всего построено более 33,000 штук, в т.ч. 30,573 в Германии). Наиболее распространенной была модификация Bf-109G ("Gustav"). В мае 1945г, после капитуляции Германии, на территории Чехословакии находились детали, достаточные для производства свыше 500 Bf-109 различных модификаций. Было решено наладить производство одноместной модели Bf-109G-14 и двухместной Bf-109G-12 на заводах фирм Avia и Letov для ВВС Чехословакии под обозначениями S-99 и CS-99 соответственно (заводские обозначения - С.10 и С.110). Однако к 1947г было построено всего 20 S-99 и 2 CS-99. Основной причиной стал мощный взрыв, произошедший на заводах по рафинированию сахара в Красна Бреста в сентябре 1945г (по некоторым источникам это была диверсия судетских немцев из "Вервольф"). При этом были уничтожены находившиеся поблизости склады боеприпасов, на которых хранились и практически все имевшиеся в Чехословакии моторы Daimler-Benz DB605. Выход был найден в установке на Bf-109 имевшихся в Чехословакии двигателей фирмы Junkers Jumo-211F с металлическим винтом VS11, предназначавшихся для бомбардировщика Heinkel He-111H. Этот мотор развивал меньшую мощность по сравнению с мотором Daimler-Benz DB605, 1350 л.с. против 1800 л.с. В результате летные характеристики истребителя ухудшились - скорость уменьшилась с 621 км/ч до 540 км/ч, скороподъемность - с 16 м/сек до 11 м/сек, практический потолок - с 10800 м до 9350 м. Одноместная модификация самолета получила обозначение S-199 (заводское обозначение - C.210), двухместная - CS-199 (С.210С). Вооружение истребителя состояло из двух синхронных (т.е. стрелявшими через диск пропеллера) 13.1мм пулеметами MG-131, размещенными под капотом, и двух 20мм пушек MG-151, в подкрыльевых гондолах (оригинальный Bf-109G-14 кроме двух MG-131 имел одну 20мм MG-151 или 30мм Мк108, стрелявшую через втулку винта, хотя возможность установки подкрыльевых гондол с MG-151 планировалась изначально). Кроме чрезмерного веса и малой мощности у двигателя Junkers Jumo-211F был еще один недостаток - из-за неоптимального пропеллера большого диаметра во время полета создавался некомпенсированный крутящий момент и пилот должен был постоянно прилагать усилия для его устранения. Самолет был сложен в управлении и держал пилота в постоянном напряжении.

Схема истребителя Avia S-199
Схема истребителя Avia S-199


 

 

Производство нового самолёта началось в конце 1946г, прототип самолета совершил первый полет 25.05.1947г с аэродрома Прага-Каковице, пилот - Питер Сироки. Несмотря на трудности в управлении, особенно на малых скоростях, этот самолет был принят на вооружение ВВС Чехословакии в 1947г и получил там прозвище "Межек" - "Мул" на чешском. Всего заводы "Авиа" выпустили 422, а "Летов" - 129 самолётов, включая двухместные. Производство было прекращено в 1949г, а на вооружении ВВС Чехословакии S-199 оставался до начала 50-х годов.

 

Приобретение Израилем истребителей Avia S-199.

По различным политическим мотивам правительство Чехословакии, с одобрения СССР, решила поддержать образование Государства Израиль и продать ей вооружение, с тем чтобы уменьшить влияние Великобритании на Ближнем Востоке. В апреле 1948 года Отто Феликс (Otto Felix) - агент "Хаганы" по закупкам вооружений - сообщил, что чехословацкая "Шкода" готова продать 25 истребителей Avia S-199. 23.04.1948 года посланцы "Хаганы" и правительство Чехословакии заключили соглашение о поставках вооружения, в том числе и десяти истребителей Avia S-199 с боеприпасами и бомбами. За десять истребителей S-199 израильтяне заплатили 1,800,000 USD, т.е. 180,000 USD за самолет - неимоверная цена. Спустя месяц, 20.05.1948 было подписано дополнительное соглашение о поставке еще 15 S-199.
Через некоторое время после предложения Отто Феликса поступило сообщение от Эла Швиммера (Al Schwimmer ), одного из самых результативных агентов "Хаганы" по закупке вооружений, о готовности Мексики продать 25 истребителей P-47 Thunderbolt за один миллион долларов США. "Хагана" все-таки решила заключить соглашение с Чехословакией. По какой причине было отвергнуто предложение Эла Швиммера неизвестно.
06.05.1948 года два иностранных пилота-добровольца - Лу Ленарт (Lou Lenart) и Милтон (Давид) Рубенфельд (Milton Rubenfeld) и восемь пилотов "Ширут Авир" ("Авиационная служба" организации "Хагана", предшественник ВВС Израиля) - в их числе были Моди Алон, Эди Коэн (Eddie Cohen) и Эзер Вейцман (Ezer Weizmann), покинули Израиль. На транспортном самолете C-47 они вылетели на Кипр, затем в Рим, далее в Женеву. Из Женевы на поезде они добрались до Цюриха. Из Цюриха они вылетели на чехословацком DC-3 в Прагу. Прожив два дня в пражских отелях израильские пилоты вылетели в Чешске-Будейовице на борту военного Ju-52. В Чешске-Будейовице они разместились в бараках и, получив обмундирование "Люфтваффе", приступили к тренировкам.
Сначала все пилоты совершили непродолжительные полеты на учебно-тренировочных самолетах Avia C-21B (Чехословацкая версия немецкого самолета Arado Ar-96B) . Потом на CS-199 - двухместной модификации S-199.
15.05.1949 года первый пилот, прибывший из Израиля, поднял в воздух одноместный S-199. Это был Лу Ленарт. Вот его первые впечатления: "С того момента, как я пристегнулся к сиденью, единственное, что я мог видеть -это гигантский задранный к небу нос S-199. До того как самолет достаточно разогнался и я смог поднять его хвост, для ориентации на взлетной полосе я мог использовать только боковую разметку и удаленные деревья и здания. Но чехословацкий аэродром представлял собой широкое поле покрытое травой без разметки, без деревьев и зданий, пригодных для ориентирования. Когда инструктор спрыгнул с крыла и что-то буркнул на чешском, я понял, что взлет разрешен, дал газ и отпустил тормоза. Когда спидометр показал достаточную скорость я качнул ручку вперед чтобы поднять хвост. Гигантский мессершмитовский нос величественно опустился в низ и, к своему ужасу, я обнаружил, что мчусь между двумя огромными ангарами и мой путь преграждает цепное ограждение летного поля. Ругаясь я взял ручку на себя, пытаясь поднять самолет в воздух, но скорость была еще недостаточной. Истребитель подскакивал и проваливался вниз раскачиваясь из стороны в сторону. Я вернул ручку в прежнее положение, стараясь не допустить капотирования, дал самолету разогнаться и перед самым забором попытался поднять самолет в воздух. На мое счастье это удалось."
Лео Номис отзывался о самолете так: "S-199 имеет слабый мотор с высоким крутящим моментом, высокую взлетную и посадочную скорость, что вместе с узкой колеей делает взлет и посадку чрезвычайно опасными. В воздухе самолет имеет плохую маневренность. Самолет является истребителем ближнего радиуса действия, продолжительность полета на крейсерской скорости в 310 км/ч составляет два часа."
Мнение Гордона Левета: "Среди пилотов самолет популярен значительно меньше, чем "Спитфайр" или "Мустанг". Также, как и "Спитфайр", он имеет узкую колею шасси, склонен к капотированию и переворачиванию, труден в управлении на земле, особенно при боковом ветре. С сточки зрения воздушного боя самолет обладает лучшей скороподъемностью, чем "Спитфайр" и "Мустанг". "Спитфайр" имеет меньший радиус разворота, чем S-199, и они оба имеют меньший радиус разворота, чем "Мустанг". "Мустанг" имеет большую скорость и лучший обзор, чем S-199. "Спитфайр" является лучшим выбором для нас."
Мнение Эзера Вейцмана: "Самолёт не помнящий добра, летать на нём было неприятно...плохой самолёт. Если ты делаешь маленькую ошибку, он реагирует
как на большую оплошность, если ты делаешь большую оплошность, то самолёт
"заботится" о том, чтобы это была твоя последняя ошибка, окончательная."

14.04.1948 - день провозглашения Государства Израиль. 10 проданных Израилю S-199 готовы к разборке и ожидают только готовности пилотов.
19.04.1948 года. В этот день израильские пилоты, тренировавшиеся в Чешске-Будейовице узнали, что египетские C-47 бомбили центральный автовокзал в Тель-Авиве, погибли 42 человека.

Последствия бомбардировки центрального автовокзала в Тель-Авиве
Последствия бомбардировки центрального автовокзала в Тель-Авиве

Все пилоты рвались в Израиль отомстить врагу. Чехословацкие инструкторы безуспешно пытались убедить пилотов завершить курс обучения. Оставались еще стрельбы по воздушным и наземным целям. Но израильтяне настаивали на своем и на следующий день пять наиболее опытных пилотов, (Моди Алон, Эди Коэн, Лу Ленарт, Давид Рубенфельд и Эзер Вейцман), отправились на аэродром Жатец (Zatec).

В Израиль S-199 транспортировались в разобранном виде с помощью транспортных самолетов Douglas C-54 Skymaster и Kertis C-46 Commando (операция "Балак-5").
Утром 20.05.1948 года израильские пилоты и группа чехословацких техников втиснулись в грузовой отсек C-54. Все пространство отсека занимал разобранный S-199, различное оборудование и бомбы. Через одиннадцать часов они приземлились на аэродроме Экрон в Израиле.
21.05.1948 на C-46 (бортовой номер RX-138) прибыл второй S-199.
22.05.1948 C-54 доставил третий S-199.

 

Первые потери.

23.05.1948 - первая потеря S-199. Два C-46 (бортовой номер RX-130 - с грузом бомб и RX-136 с четвертым S-199) летели из Жатеца в Израиль. Аэродром Экрон затянуло густым туманом. На аэродроме зажгли огни для указания направления грузовым самолетам. RX-130 благополучно приземлился. Второй самолет, пилотируемый Норманом Муницем (Norman Moonitz), направился на аэродром Сде Дов. Зенитчики, не предупрежденные о прибытии самолета, открыли огонь по приближающемуся в тумане самолету. Транспортный самолет получил сильные повреждения и со снижением прошел над аэродромом. Пилот безуспешно искал в тумане место для посадки. C-46 врезался в холм на юг от Латруна. Ударом фюзеляж S-199 сорвало с крепления и по инерции он пробил стенку кабины, убив при этом штурмана Моше Розенбаума (Moshe Rosenbaum) и ранив Нормана Муница. И транспортный самолёт, и перевозимый в нём истребитель были потеряны безвозвратно.
К 29.05.1948 года чешские механики собрали и подготовили к полету четыре S-199 (бортовые номера "Далет-107", "Далет-110", "Далет-108","Далет-109").

Пилот эскадриль 101 вернулся с боевого задания
Пилот эскадриль 101 вернулся с боевого задания

Для сохранения секретности самолеты находились в камуфлированных укрытиях на аэродроме Экрон. Испытательные полеты не проводились. Их испытательными полетами стали боевые вылеты.
Как оказалось в последствие, S-199 имели врожденный порок. Размещенные под капотом двигателя пулеметы не всегда синхронизировались с винтом. Точная причина этого дефекта не ясна. Возможно винт имел больший размер и более широкие лопасти или не подходил редуктор синхронизации. Определенно, что это повлекло за собой гибель Лайонела Блоха (Lionel Bloch) и, возможно, Боба Викмана (Bob Vickman).
19.06.1948 был доставлен последний S-199. Вскоре была создана первая истребительная эскадрилья 101. Она стала основой ВВС Израиля.

Вид спереди
S-199 вид спереди


Как уже отмечалось, этот самолет был сложен в пилотировании, имел тесную кабину с плохим обзором и отличался сложностью при взлете/посадке из-за узкой колеи шасси и высокой взлетной/посадочной скорости. Но несмотря на эти недостатки, чехословацкий самолет S-199 во время Войны за Независимость стал становым хребтом израильской истребительной авиации. Только приобретение истребителей "Спитфайер" (Spitfire) и "Мустанг" (Mustang) сместило его с главной роли.

 

Первые боевые операции

Из 24-х истребителей S-199 поступивших на службу в ВВС Израиля, один был оборудован для ведения аэрофотосъемки (бортовой номер "Далет-119").

Разведывательная модификация S-199, эскадрилья 101
Разведывательная модификация S-199, эскадрилья 101

Он интенсивно использовался для ведения разведки с августа до начала октября 1948 года. В последствие на вооружение был принят и разведчик на базе "Спитфайер". ВВС Израиля планировали нанести неожиданный удар по аэродрому Эль-Ариш на Синае - месту базирования египетских самолетов, рассчитывая уничтожить большую часть вражеской авиатехники на земле. Но тяжелое положение на Южном фронте вынудило израильтян нанести первый удар по скоплению вражеской техники возле взорванного моста.
Несмотря на потерю двух самолетов и одного пилота, вера в самолет не была потеряна. Уже на следующий день два самолета S-199 атаковали скопление техники Иорданского легиона, продвигавшегося к городу Нетания. Колонна насчитывала 20 БТР, им противостояли малочисленные силы бригады "Александрони". Два самолета атаковали железнодорожную станцию Туль Карм, куда прибывали иорданские войска. Бомбы израильтян были для иорданцев как гром среди ясного неба. Но эта атака дорого обошлась израильтянам. Самолет Давида Рубенфельда получил повреждения от осколков своих же бомб и упал в море. Второй самолет, пилотируемый Эзером Вейцманом, получил повреждения от зенитного огня иорданцев, лобовое стекло разбилось после столкновения с птицей. Однако пилот смог дотянуть до базы и благополучно посадил поврежденный самолет.


Первые воздушные победы.

С начала боевых действий ВВС Египта господствовало в воздухе и безнаказанно бомбили израильские города и поселения. Дело дошло до того, что египтяне стали использовать для бомбардировок транспортные самолеты "Дакота" (С-47 Dacota). 03.06.1948 г, во второй половине дня, две египетские "Дакоты" появились на Тель-Авивом. Они отбомбились по выбранным целям и повернули назад. В этот момент в небе появился небольшой самолет, приблизился сзади к египетским самолетам и открыл по ним огонь. Первая "Дакота" со снижением пошла на юго-восток и упала возле города Ришон-ле-Цион. Вторая "Дакота" тоже была сбита и упала районе Реховота. Самолет-истребитель пилотировал командир первой истребительной эскадрильи 101 - Моди Алон.

Уникальная фотография. Моди Алон на S-199 атакует египетскую Дакоту над Тель-Авивом
Уникальная фотография. Моди Алон на S-199 атакует египетскую Дакоту над Тель-Авивом


С этого момента полеты египетских "Дакот" на территорией Израиля прекратились. В небе встречались только самолеты-истребители: "Спитфайры" с египетской стороны и Авиа S-199 с израильской. Потом к ним присоединились и самолеты других типов, более совершенные.
Все ближайшие дни, вплоть до конца первого прекращения огня 11 июня 1948 года, ВВС Израиля накапливала силы. Собирались и облетывались самолеты, летчики тренировались и готовились к предстоящим боевым вылетам. S-199 патрулировали территорию Израиля.
09 июля 1948 года боевые действия возобновились - т.н. "десятидневные бои". В тот период эскадрилья 101 имела на вооружении 7 истребителей S-199. Из них боеспособны были только 5. В боях самолеты эскадрильи сбили два египетских самолета, но 3 S-199 были потеряны, часть из них в результате технических неисправностей.
9 июля, четырем S-199 была поставлена жизненно важной задача - уничтожение вражеского аэродрома Эль-Ариш на Синайском полуострове. Лу Ленарт был ведущим Боба Викмана, Билл Померанц ведущий Стэна Эндрюса. Первыми взлетали Стэн и Лу. Самолет Стэна перевернулся во время взлета, его бомбы не взорвались и пилот не пострадал. Лу благополучно взлетел, но ему пришлось кружить над аэродромом 20 минут в ожидании товарищей. Запас топлива после 20 минутного ожидания не позволял успешно выполнить боевое задание и истребители направились на бомбардировку целей в Секторе Газа. Ленарт с Викманом атаковали судно вблизи Газа. После атаки Ленарт не обнаружил самолет Викмана и на последних каплях бензина дотянул до аэродрома Герцлии. В эскадрильи 101 ошибочно решили, что Викман был сбит зенитным огнем. Однако египетские источники помогли прояснить его судьбу. Офицер ВВС Египта Абд эль Монэйм Микаати (Abd al Moneim Mikaati) рассказал, что в этот день он пилотировал Lysander из Каира в Эль Ариш. Его стрелок обнаружил приближающийся сзади израильский "Мессершмит". Пилот направил самолет вниз. Стрелок открыл огонь по зашедшему в хвост истребителю. Израильский истребитель вошел в пикирование, повторяя маневр Lysander'а и открыл огонь, но из пикирования не вышел и упал в море. Египтянин не был уверен, что его стрелок сбил S-199.
Вполне возможно, что причиной гибели Боба Викмана стал неисправный синхронизатор пулеметов.
На востоке и в центре Негева с новой силой вспыхнули ожесточенные бои с египтянами. Подразделения бригады "Гивати" во многих метах оттеснили египтян с занятых позиций. Но египтяне, в отличие от израильтян, имели сильную воздушную поддержку. "Спитфайры" наносили удары по израильским войскам и по населенным пунктам Рохма, Нир Ам, Негба и Беэр Товия. На следующий день удары были нанесены по другим населенным пунктам.
10 июля шли тяжелые бои в районе Фалуджа (нынешний Кирьят-Гат). Египетские истребители "Спитфайр" атаковали подразделения бригады "Гивати", которые осаждали египетский анклав.
18.07.1948 в 17.30 три истребителя S-199 под командованием Моди Алона взлетели с аэродрома Герцлии на атаку египетских войск западнее города Беэр-Шева, ведомыми были Сид Энтин и Руди Агартен. Для Агартена это был первый боевой вылет. Самолеты сбросили бомбы на скопления вражеской техники и после этого направились в район Неватим и Беэр-Шевы. Над городом они встретили египетские "Спитфайры". "Мы летели на высоте 2000 метров и увидели два поднявшихся египетских "Спитфайра", рассказывал после боя Моди. "Мы приблизились и спикировали на них. "Спиты" развернулись и пустились в бегство. Мне повезло, я смог повредить один из них, но я не знаю, сбил ли его". Как оказалось смог. Он сбил Spitfire Mk VС ВВС Египта (номер 610), его пилот Саид Афифи эль Джанзури (Said Afifi al Janzuri) погиб во время вынужденной посадки.
Это был первый воздушный бой истребителя Avia S-199 с истребителем противника.
Два других S-199 вылетели на север к границе с Сирией. Их пилотировали Морис Мэн и Лионел Блох. Они обнаружили несколько сирийских самолетов "Гарвард" (North American T-6 Harvard), бомбивших израильские поселения на севере Израиля. Морис Мэн сбил один из них, Блох начал преследовать второй "Гарвард" над сирийской границей и, по всей видимости, был ранен огнем стрелка с сирийского самолета. На базу он не вернулся.
19.07.1948 года самолеты эскадрильи 101 совершили демонстративные полеты над Сирией. Несколько раз они залетали в воздушное пространство Сирии и снова возвращались, однако, как потом выяснилось, сирийские военные не вняли этой демонстрации.
Основным театром военных действий для эскадрильи 101 был юг, в окрестностях Мадждала. Оттуда египетская армия снабжалась живой силой и боеприпасами. Там же базировалась египетская авиация.
В середине августа истребители S-199 участвовали в безуспешных поисках экипажа пропавшего разведчика Fairchild F-24. Этот самолет вылетел в район Сектора Газа для проведения аэрофоторазведки. Он был сбит, но пилот смог посадить самолет возле Бейт Джобрин. Экипаж был взят в плен бедуинами и передан египтянам.

 

Из Экрона в Герцлию.

26.08.1948 года, для уменьшения вероятности ударов египетских самолетов по аэродрому базирования эскадрильи 101, штаб ВВС Израиля решил перебазировать эскадрилью с аэродрома Экрон на аэродром в Герцлии, в полях района А-Шарон. Этот аэродром получил псевдоним "Брайтон". В этот же день пилоты Моди Алон, Сид Коэн, Арни (Арнольд) Рух, Гиди Лихтман, Сирил Горобич, Сид Энтин, Ралф Финкель, Крис Мэги и Руди Агартен перегнали десять истребителей S-199 на новое место. Следующие десять дней соблюдалась резолюция ООН о прекращении огня. Это затишье использовалось для ремонта самолетов и подготовки пилотов к предстоящим боям в Негеве и Галилеи. В сентябре самолеты эскадрильи совершили большое число разведывательных полетов. Для этих целей использовались два самолета: разведывательная модификация S-199 и "Спитфайера". Разведка производилась как на юге, так и на севере. На востоке самолеты долетали до иракской границы, на север летали вплоть до Сирии, на юге до Негева и Синая.
Полученная развединформация использовалась штабом ВВС для подготовки планов новых операций. На 09.09.1948 ВВС Израиля имели 9 исправных S-199, ещё 4 были в ремонте.

 

"Красная сука"

Период второго прекращения огня был периодом относительного затишья в проведении воздушных операций. Некоторые арабские гражданские авиакомпании решили возобновить коммерческие перевозки. Один из самолетов летавших через Галилею получил обидное прозвище "Сука" (The Bitch).
Израильские наблюдательные посты на севере страны обнаружили, что этот самолет летит из Иордании через горы Галилеи в направлении Ливана. Это был небольшой ярко красный двухмоторный биплан Dragon Rapid иорданской авиакомпании Arab Airways. Небольшой самолет вел себя так, словно в небе Ближнего Востока ничего не изменилось. Когда наблюдательные посты сообщили о нарушении воздушной границы Израиля на перехват поднялись несколько истребителей ВВС Израиля, однако многократные попытки принудить иорданский самолет к посадке не увенчались успехом.
С 07.09.1948 года штаб ВВС Израиля организовал постоянное воздушное патрулирование над долиной реки Иордан. За этот период один из истребителей, возвращавшихся с патрулирования, разбился при посадке.
23.09.1948 года Гиди Лихтман взлетел на S-199 (бортовой номер "Далет-118"), вернувшемся из ремонта, для выполнения обычного испытательного полета. Он поднялся на высоту 1200 метров и повернул на север. Вот, что он рассказал после полета: "Вижу красный Dragon Rapid на левом борту надпись ARAB, на правом - номер, летит по курсу 300 на высоте 1200 метров, руками показал пилоту самолета снизиться и идти на посадку. Rapid лег на курс 130. Дал предупредительную очередь. Rapid продолжил полет, не обращая внимания на выстрелы. Открыл огонь на поражение. Самолет загорелся и разрушился." Это и была "красная сука".
Не смотря на этот инцидент, нарушения воздушного пространства Израиля различными самолетами не прекратились. В их числе была и "Дакота" шведского посредника Розена Полка Бернадота.

 

Операции над Негевом.

Первая истребительная эскадрилья ВВС Израиля с самого начала создания была секретным подразделением. Для сохранения режима секретности с 24.08.1948 года было решено использовать алфавитно-цифровые коды для обозначения аэродромов базирования и даже для времени вылета. Для обозначения самолетов использовались кодовые слова. Так истребители S-199 называли "Питон", "Спитфайер" - "Тигр". С 01.10.1948 кодовые обозначения самолетов изменили: S-199 - "Моторбот", "Спитфайер" - "Фрегат", "Мустанг" - "Райсер".

07.10.1948 года был насыщен боевыми операциями районе Фалуджа, где закрепились египтяне. Утром два звена истребителей S-199 эскадрильи 101 летали на патрулирование в южном направлении. На следующий день из состава эскадрильи выбыл разведчик S-199 (бортовой номер "Далет-119"). Он разбился на взлете. Это была единственная разведывательная модификация истребителя S-199, стоявшая на вооружении ВВС Израиля. За время ведения боевых действий эскадрилья 101 потеряла большое число истребителей S-199, большинство из них было потеряно из-за технических неисправностей и трудностей с пилотированием во время взлета/посадки. К началу операции "Йоав", 15.10.1948 года, из 24 истребителей S-199 в строю осталось 15 самолетов, из них боеспособных машин было только 8. Самолеты "Спитфайер" начали поступать в эскадрилью с 27.09.1948 года. Позднее в состав эскадрильи вошли и дав истребителя "Мустанг" американского производства. Эти самолеты оттеснили S-199 с почетного пьедестала ведущего истребителя ВВС Израиля. Но истребитель S-199 нес службу по охране воздушных рубежей Израиля вплоть до окончания Войны за Независимость.

 

Гибель Моди Алона

16.10.1948 года стал особо напряженным и тяжелым днем для эскадрильи 101. На заре часть самолетов вылетела на патрулирование в район Маншиа, часть в район Фалуджа. Руди Агартен на S-199 летал на разведку Эль-Ариша. Под ударами израильских войск египтяне начали отступать из Ашдуд, который они удерживали с 29 мая 1948 года. 101-я эскадрилья получила приказ нанести бомбовые удары по отступающим египтянам. В полдень взлетели два S-199, каждый с двумя 70-кг бомбами. Моди Алон летел на самолете с бортовым номером "Далет-114", Эзер Вейцман на самолете с номером "Далет-121". Позднее Эзер Вейцмин вспоминал: "Мы взлетели. Шли на малой высоте, поддерживая радиоконтакт. Пролетели над побережьем, я сбросил свои бомбы на скопление египетских войск. На бреющем полете пошел в направлении Мадждала, обстреливая египтян из пулеметов. Мы потеряли радиоконтакт друг с другом и после атаки возвращались на базу раздельно. Перед посадкой в Герцлии я заметел столб черного дыма рядом с летным полем."
Моди Алон вернулся первым, зашел на посадку, но стойки шасси не вышли и он попытался с помощью энергичного маневрирования выпустить их. Сид Эйтин (Sid Antin), дежуривший на башне управления, заметил на западе неизвестный самолет летевший на малой высоте, и сообщил об этом Алону. Моди прервал маневрирование и полетел на опознание самолета. Опасения были напрасными - это был свой самолет. Моди возобновил маневрирование и добился выхода одной стойки шасси. В этот момент Сид Эйтин заметил шлейф дыма за машиной командира эскадрильи и попросил Моди проверить температуру двигателя, тот доложил, что температура в норме. Наконец-то вышла вторая стойка и S-199 зашел на посадку. Сид заметил, что самолет потерял скорость и начал слишком быстро снижаться. Он закричал в микрофон: "Поднимайся! Поднимайся!". Но самолет уже не слушался рулей. Он упал неподалеку от ВПП и взорвался. В официальном отчете сообщалось: "Самолет вернулся с боевого задания. Пилот не смог выпустить шасси и начал маневрировать. Одна стойка шасси вышла. Пилот продолжил маневрирование, пытаясь выпустить вторую стойку шасси, но двигатель вышел из строя. Самолет потерял управление, загорелся и разбился. В результате катастрофы самолет полностью разрушен."
Смерть Моди Алона стала тяжелой потерей для эскадрильи 101. Командиром эскадрильи 101 был назначен Сид Коэн, пилот из числа иностранцев-добровольцев МАХАЛь ("Митнавдей Хуц Ле-Арец" - "Добровольцы из-за границы"). В прошлом он был командиром эскадрильи в ВВС Южной Африки. Боевые действия на южном направлении продолжились и назавтра. В этот день был потерян еще один самолет при совершении вынужденной посадки на аэродроме Экрон.

 

Операции в конце войны

С наступлением зимнего периода грунтовый аэродром в Герцлии стал непригоден для ведения активных боевых действий, поэтому 15 ноября 1948 года эскадрилья 101 перебазировалась на авиабазу ВВС Хацор. На этом аэродроме эскадрилья базировалась вплоть до июня 1949 года. В ноябре 1948 года получили бортовые номера серии "1900" с 1901 по 1907. 15.12.1948 года истребитель с бортовым номером 1907 разбился на взлете. Его пилотировал Вэйн Пик.
После окончания Войны за Независимость в эскадрильи 101 насчитывалось 5 боеготовых истребителей S-199, один из неисправных S-199 был передан в школу авиатехников для учебных целей. Ещё 7 самолётов находились на ремонте или были разобраны на запчасти. Все остальные были потеряны. Истребители S-199 летали на патрулирование до июня 1949 года. С увеличением в эскадрильи числа истребителей "Спитфайер" и "Мустанг" количество вылетов S-199 сокращалось.
В июле 1949 года командование ВВС Израиля приняло решение сконцентрировать все истребители на авиабазе Рамат-Давид. Число пилотов, способных пилотировать боевые машины, резко сократилось, т.к. большинство иностранных пилотов-добровольцев покинуло Израиль в связи с окончанием военных действий. Командиром эскадрильи 101 стал Эзер Вейцман.

S-199 в 1949 г.
S-199 в 1949 г.

19.05.1949 года он предложил разобрать истребители S-199 и перевезти на авиабазу Экрон для хранения на случай возобновления боевых действий. Через некоторое время два из этих самолетов передали в школу авиатехников для подготовки механиков.
Сейчас один из истребителей Avia S-199 можно увидеть в Музее ВВС Израиля в городе Беэр- Шева (ссылка на сайт).

Основные характеристики истребителя Avia S-199:

Класс Истребитель
Фирма-изготовитель Avia
Страна разработки Чехословакия (Германия)
Экипаж, чел. 1
Силовая установка
Тип V – образный поршневой, 12 – цилиндровый жидкостного охлаждения
Марка Jumo-211F
Фирма изготовитель Junkers
Мощность, л.с. 1350
Вооружение
Пушки Две 20мм MG-151/20, в подкрыльевых гондолах
Пулеметы Два 13.1мм MG-131, синхронных
Бомбы 1х250 кг или 2х70 кг
Массы
Пустого, кг 2650
Максимальная, кг 3740
Летные данные
Скорость максимальная, км/ч 540
Скорость крейсерская, км/ч 400
Скороподъемность, м/мин 650
Потолок практический, м 8550
Дальность, км 850
Размеры
Длина, м 8.94
Высота, м 2.59
Размах крыла, м 9.92
Площадь крыла, м2 16.2


Источники и ссылки

1. Danny Shalom "50 Years of Air Superiority"

2. Danny Shalom "Israeli Air Force Aircraft"

3. Eliezer Cohen, Zvi Lavi "The Sky Is Not The Limit"

4. А. Фирсов "Мессершмитт Bf109"

5. В. Шунков "Авиация Люфтваффе"

6. Официальный сайт ВВС Израиля

7. Неофициальный сайт эскадрильи 101 ВВС Израиля


Хостинг от uCoz