Правовое положение евреев в России при царизме.
Иосиф Кременецкий.
Впервые евреи появились на землях Восточной Европы в греческих полисах Причерноморья в конце 2-го века до н.э. Археологические находки указывают на то, что они проникли на многие земли Крыма, Кавказа и на берега северного Причерноморья. В 8 - 9 веках они составляли почти всю знать Хазарской державы, распространившей своё влияние на многие народы Восточной Европы. Сохранившееся в языках многих народов (венгров, румын, поляков, литовцев и др.) слово “жид” происходит от хазарского джихид. Поселялись евреи и в Киевской Руси. Признано, что в начале 12 в. еврейские поселенцы имели значительное культурное и экономическое влияние на торговых путях Восточной Европы и Причерноморья. Это были, в основном, пришельцы из стран района Средиземного моря. В конце 14 в. на этих землях поселяются ашкеназы, выходцы из германских земель. В 14 - 15 вв. они проникают на территорию Московского и Новгородского княжеств. В 1498 г. была переведена на славянский язык Библия, и среди православного духовенства распространилась ересь жидовствующих. Они не были этническими евреями, а относились к славянской группе народностей. Как и этнические евреи жидовствующие подвергались преследованиям. Церковь и самодержцы придерживались этого принципа. Особенно ужесточилось положение евреев при Иване 4-м. В захваченных им землях евреев, отказавшихся креститься, уничтожали. После смерти Ивана 4-го репрессии несколько ослабли.
Террор, сравнимый с Холокостом, свирепствовал в период русско-польских войн и восстания казаков Б. Хмельницкого. Однако, некоторые евреи проникали даже в высшие слои общества. При дворах русских правителей находились отдельные евреи, иногда принимавшие христианское вероисповедание. С созданием Российской империи положение евреев не улучшилось, однако, жесткий режим Петра не допускал своевольных бесчинств толпы. В г. Мстиславль по его приказу были повешены 13 солдат, виновных в мародёрстве и грабежах евреев. При нём несколько крещённых евреев заняли высокие должности. После смерти Петра его наследники ужесточили условия жизни евреев и требовали полного их изгнания из России. Однако, полного изгнания не произошло благодаря сопротивлениям крупных феодалов и правительственных чиновников. Евреи довольно прочно вросли в экономику западных областей.
В 1727 г. Екатерина 1 подписала указ о полной высылке евреев из России. Этому способствовали отдельные случаи перехода православных в еврейскую веру. Та же политика проводилась и при императрице Анне Иоановне и при Елизавете Петровне. В 1742 г. она издала указ: “Из всей нашей империи … сёл и деревень всех жидов немедленно выслать за границу и впредь оных ни под каким видом не впускать.” После громкого дела о переходе в иудейскую веру флотского капитана Александра Возницына и его казни ( вместе с Борохом Лейбовым в 1738 г.) Сенат дополнительно издал новый указ, подтверждающий полное изгнание Евреев из Российской империи. Евреи же, принявшие христианство, наоборот, не выпускались из страны из боязни, что они могут возвратиться в иудаизм. Изгнание обычно сопровождалось конфискацией или разграблением имущества. При Екатерине 2-ой правовое положение евреев не изменилось. Делались лишь отдельные исключения для крупных купцов. Согласно её манифеста 1962 г. поселение в России было разрешено всем иностранцам , кроме жидов. Однако, и при Екатерине 2-ой пресекались стихийные действия толпы и разбой. Совместными действиями русских и польских войск было подавлено восстание гайдамаков на Украине, характерное особо большим размахом антиеврейских зверств. Евреи укрывались в русских крепостях. Требования гайдамаков об их выдаче отклонялись комендантами крепостей.
В 1772 г. произошел раздел Польши, в результате которого к России отошли Восточная Белоруссия и Латгалия. Эти земли имели значительное еврейское население. По императорскому указу за евреями были сохранены все права, которыми они обладали ранее в Польше. Сохранились и органы еврейского самоуправления - кагалы. Именно при Екатерине 2-ой перестали употреблять слово “жид”, заменив его в документах словом “еврей”.
Условия жизни евреев в Восточной Европе того времени характеризовались весьма ограниченным набором гражданских прав, фактически покупаемых у местных феодалов и магистратов. Евреи считались иностранцами, несмотря на длительность их проживания в данной местности. Само право их жительства облагалось налогом. Местные правители ограничивали рост еврейского населения, поэтому члены разраставшихся семей должны были искать себе новое место жительствав других районах. Этим во многом и объяснялась способность евреев к распространению. При переезде в другое место требовалась уплата особой пошлины. Рождение очередного ребёнка тоже облагалось налогом. Результатом многовековой христианской пропаганды была повсеместная ненависть и недоверие к еврею. Право на работу, право на жительство, право на передвижение, право на торговлю - всё это евреи должны были покупать. Положение ещё более усугублялось полным своеволием властей, которые произвольно изменяли свои претензии. Зачастую даже договоры не спасали. При возникновении малейших недоразумений евреи могли быть изгнаны из своих жилищ. Если у лиц других национальностей существовали государства, которые брали их под свою защиту, то у евреев, не имевших своего государства, таких надежд не было. Власти и церковь стремились всячески ограничивать контакты евреев с христианами. В некоторых местах запрещалось есть и пить совместно с христианами, издавать книги без цензурного контроля, выходить на улицу во время христианских праздников. Это, естественно, способствовало изоляции евреев. Нападения на евреев как правило наказывались чисто символически.
Екатерина 2-ая, первая из русских самодержцев восприняла идеи французских просветителей. Её знаменитый “Наказ”, содержащий принципы нового законодательства страны, содержал их идеи общественного устройства. Вот некоторые выдержки: “Равенство граждан состоит в том, чтобы все подвержены были тем же законам.”; “Гонение человеческие умы раздражает, а дозволение верить по своему закону умягчает и самые жестоковыйные сердца и отводит их от заматерелого упорства.” Эти идеи, почерпнутые из европейской просветительной философии, не прижились на русской почве.
При Екатерине 2-ой были введены паспорта для евреев. “Паспортизация” производилась с участием еврейских органов самоуправления - кагалов. Они обладали весьма значительной властью в еврейских делах. В религиозных вопросах большую роль играли раввины. Однако, все евреи продолжали в серьёзных делах подчиняться административным и судебным властям России.
В 1783 г. был опубликован указ о разрешении евреям записываться в купеческое сословие. Стали появляться евреи, избранные в городские органы самоуправления. Но и здесь они встретили сопротивление властей. В ответ на крестьянские восстания, прокатившиеся по западным губерниям, царица дала указание переселить всех купцов и мещан (а эти сословия включали всех евреев) в города. Одно из основных разрешённых дел евреев - шинкарный промысел было им запрещёно и передано в руки землевладельцев и магистратов. Как всегда в таких случаях некоторым евреям путём подкупа чиновников удавалось избежать выселения. Местный губернатор рьяно стал выполнять это указание, но через четыре года в ответ на просьбу еврейских представителей сенат издал указ, разрешавший евреям жить в деревнях и брать на откуп у помещиков производство и продажу крепких напитков. Стоит заметить, что это был один из немногих промыслов евреев среднего и мелкого достатка, разрешённый в то время. Одновременно подтверждалось, что евреи могут избирать и даже быть избранными в органы городского самоуправления и суды. Допускалось и судопроизводство на еврейском языке. Религиозные вопросы было разрешено разбирать в религиозном суде. Годом раньше было установлено деление населения империи на 6 разрядов. Еврейское население в своей массе могло попасть в разряд купцов или мещан. Мещане и купцы приписывались к определённому месту жительства, но иногда “по удобности коммерции” им разрешалось ездить в другие города. Еврейские купцы стали проникать в столицы. Боясь конкуренции, местное купечество добилось постановления об изгнании купцов евреев из Москвы. Евреи были обязаны жить только в Белоруссии и в областях, захваченных в турецких войнах.
В 1793 г. произошёл второй раздел Польши. К России отошли : западная Белоруссия, Подолия, западная часть Волыни и Полесье. После восстания Костюшко в 1795 г. был проведен 3-й раздел Польши. К России были присоединены часть Латвии, Курляндия и Литва. Это привело к резкому увеличению еврейского населения империи.
В 1794 г. Екатерина 2-я издала указ о Черте оседлости для евреев. В неё вошли западные области, населённые евреями. Налог на евреев был установлен в 2 раза больший, чем на христиан. Для того, чтобы покинуть Россию нужно было заплатить ещё в два раза больше и за три последующих года. Как видно, у горбачёвской власти имелись предшественники. Дополнительно был издан указ о запрещении проживания евреев в деревнях. Это было тяжелым ударом для них. Он обернулся массовым изгнанием многих семей с насиженных и обжитых мест, часто с потерей имущества.
Взошедший на российский престол Павел 1-й несколько ослабил эти ограничения и произвол. Он разрешил евреям селиться в Ковне и Каменец-Подольском и отклонил требование о выселении их из Киева. При нём изучением вопросов, связанных с положением этой группы людей в России, занялся поэт Г.Р. Державин. Вот как описал он условия жизни евреев в то время.
“ …Синагоги являются не чем иным, как гнёздами предрассудков и антихристианской ненависти; …”кагалы” образуют государство в государстве, чего не должен допускать правильно устроенный политический организм; “ Далее Державин предлагает заставить евреев заняться “честными и полезными ремеслами” и моральным самоусовершенствованием, взяв в качестве примера эпоху Моисея Мендельсона в Германии, где, по его мнению, “…царству Талмуда пришёл конец. Теперь в немецких землях имеется множество образованных евреев, не уступающих самым эрудированным людям Европы.”
Несмотря на действующее законодательство и по инициативе местных властей вносились предложения, ставящие всякие ограничения участия евреев в выборах местных органов. При Павле 1 такие предложения отклонялись, но при Александре 1 запреты распространились на ряд губерний. Во время правления Павла1-го в ответ на жалобу евреев, что землевладельцы их притесняют, было дано указание, что помещики не могут лично судить евреев. В свою очередь помещики стали изгонять евреев из своих владений.
Большое влияние на формирование взглядов Александра 1 оказал, упомянутый выше поэт Г.Р. Державин. После посещения Черты оседлости он свалил вину за голод на евреев, якобы спаивавших крестьян. Однако, вся история российского государства свидетельствует о большом пристрастии всех слоёв общества к спиртному. Да и в губерниях, находящихся вне Черты оседлости по данным статистики пили не меньше, а больше, чем в местах, разрешённых для заселения евреями. В его предложениях содержались высказывания о запрещении некоторых еврейских обычаев. Однако, Державин считал, что главным направлением для исправления существующего положения должно быть “моральное совершенствование евреев, подобно тому, что произошло в Германии во времена деятельности Моисея Мендельсона.” Царь надеялся, что в результате эмансипации ускорится обращение евреев в христианство. В развитие этих идей Александр 1-ый учредил специальный комитет по делам евреев. Задачей Комитета была разработка политики России по отношению к её сильно возросшему еврейскому населению. В него были включены: министр внутренних дел граф В. Кочубей, князь А. Чарторыйский, граф С. Потоцкий, М. Сперанский. Министр юстиции Г. Державин вышел из его состава ввиду несогласия со взглядами остальных членов комитета. .В Петербург были приглашены представители кагалов четырёх губерний. Новое “Положение о евреях”, выработанное Комитетом, определяло его цель как “заботу о пользе коренных обывателей”. В Положении устанавливалось право приобретать в собственность незаселённую землю и обрабатывать её, не используя труда христиан, получать ссуды на инвентарь, открывать предприятия в Черте оседлости. Ремесленники освобождались от двойной подати, некоторым образованным евреям и ремесленникам разрешалось временно находиться вне Черты оседлости. Евреям земледельцам разрешили жить в двух окраинных областях России (на Кавказе и в Астраханской губернии). Помещикам было запрещено судить евреев, но при выезде из имений от них требовалась справка об отсутствии задолженности.
Что касается образования, то Положение разрешало евреям учиться во всех учебных заведениях, открывать собственные училища с обязательным преподаванием одного из европейских языков ( русского, немецкого или польского). Ценз знания европейского языка устанавливался и для всех должностных лиц самоуправления. Выезжавшим за пределы черты оседлости требовалось носить европейскую одежду.
Наряду с либеральными установками в Положении имелись и ряд ограничений. Запрещалось
1. Арендовать хозяйства у помещиков.
2. Владеть питейными заведениями и постоялыми дворами.
3. Проживать в сёлах и деревнях.
Осуществить последнее ограничение оказалось невозможным и оно было вскоре приостановлено в этой части. Причина была не только в более гуманном отношении к евреям, но главным образом, в затруднениях обеспечения нормального развития хозяйства этого края.
Как известно, Наполеон созвал в 1806 г. в Париже Синедрион, на который пригласил виднейших представителей еврейства Франции. Целью этого собрания было выяснения лояльности еврейского населения на предмет распространения на него завоёванных революцией свобод. Александр 1-ый опасался реакции на это евреев России. Он и его советники опасались, что российские евреи могут воспринять свободолюбивые идеи французов. Православная церковь России объявила Наполеона врагом христианства и лжемессией. Выселение евреев из сёл оказалось неосуществимым из-за возникавших при этом проблем, затрагивавших и коренное население. После колебаний царь согласился с заключением нескольких комиссий, исследовавших этот вопрос, и приостановил выселение.
В 1817 г. император издал указ, запрещающий обвинять евреев в убийстве христианских детей “без всяких улик, по единому предрассудку”. В результате были закрыты все дела по обвинениям в кровавых наветах. В этом же году было учреждено Общество израильских христиан, в задачи которого входила помощь крестившимся евреям. В это время за пределами Черты оседлости распространились секты иудействующих. Приверженцы этой секты не были кровными родственниками евреев, но свято придерживались обычаев иудаизма.
В ответ на это последовал ещё ряд запрещений. Было запрещено отдавать должников христиан для отработки долга, держать христиан в качестве прислуги, усиливались ограничения на право жительства, запрещение винного промысла и подтверждён указ о выселении, который по практическим соображениям был лишь продлён. В 1925 по приказу царя было возобновлено Велижское дело. Оно продолжалось 12 лет и закончилось отвержением кровавого навета на евреев. При этом во время следствия в тюрьме умерло несколько евреев.
Особенно сильно проявилась дискриминационная политика, направленная против евреев, в царствование Николая 1. Свою политику насильственного обращения евреев в христианство царь строил на том, чтобы заставить евреев обучать подрастающее поколение в русских учебных заведениях. Он был воспитан в убеждении, что евреи и иудаизм опасны для христианства. Одной из целей жизни он считал, что должен исправить это положение. Эта политика открыто не высказывалась. Министр просвещения Уваров писал: “направляя образование в этих школах против Талмуда не следует открыто провозглашать это намерение.”
При нём было выпущено около 600 законов и постановлений, касающихся евреев. Осуществить это он надеялся также с помощью армии. В 1827 г. был подписан указ о воинской повинности для евреев. Повинность вводилась гораздо более тяжёлая, чем для христиан. Ежегодно община должна была поставлять 10 рекрутов на тысячу мужчин. У христиан эта цифра равнялась двум и рекруты отбирались раз в два года. Он ввёл школы кантонистов, в которые отправляли мальчиков с 12 лет. Иногда даже, по свидетельству А.И. Герцена, и моложе. Срок службы в армии составлял 25 лет, а пребывание в кантонистах не засчитывалось как военная служба. Лишь в исключительных случаях евреев производили в унтер-офицеры. Офицерские должности были под полным запретом для некрещеных евреев. Их было категорически запрещено использовать на вспомогательных должностях - денщиками, солдатами нестроевых команд и др. Запрещалось зачислять евреев и в гвардию.
Часто местная администрация произвольно увеличивала число рекрут. Даже сам царь спохватился и приостановил действие ряда законов. Были злоупотребления и со стороны кагалов.
В 1827 г. царь приказал урезать Черту оседлости и выселить евреев из Курляндии из городов Севастополя, Николаева, Киева, Петербурга и Москвы. Были установлены ограничения и для евреев с учёными степенями, на которых они ранее не распространялись. Им разрешалось поступать на госслужбу только в западных областях.
На основе этих актов было разработано новое “Положение о евреях”, утверждённое царём в 1835 г. В Положении к прежним ограничениям были добавлены ещё ряд дополнительных.
1. В Белоруссии евреи могли жить только в городах.
2. В Малороссии везде, кроме Киева и казённых сёл.
3. В Новороссии везде, кроме Николаева и Севастополя.
4. В Прибалтике разрешалось жить лишь уроженцам этих мест.
5. Во внутренних губерниях страны разрешалось находиться не более 6 недель и лишь со специальными документами и носить русскую одежду.
6. Евреи не имели права брать христиан на домашнюю работу.
7. Наряду с этим евреи получили право занимать посты в органах самоуправления.
8. Запрещалось носить национальную одежду и пользоваться еврейским языком в официальных бумагах.
В Положение входили ещё ряд ограничительных пунктов, с указанием, что они внесены “По высочайшему повелению”. Во всех случаях они ужесточали требования к евреям.
В 1840 г. Государственный Совет снова занялся евреями. Министр граф Киселёв предложил ряд мер, включающих создание общеобразовательных школ в противовес школам Талмуда, уничтожение кагалов, назначение правительством губернского раввина. Евреев предлагалось разделить на полезных и “не имеющих постоянного рода занятий”. К ним было отнесено большинство ремесленников и мелких торговцев. С последних предписывалось значительно увеличить число рекрутов.
В противовес религиозным были открыты светские школы, которые получили поддержку передовых еврейских деятелей и вызвали отчаянное сопротивление ортодоксов, опасавшихся что это послужит началом распада еврейской общины. В 1844 г. последовал новый указ царя “Об образовании еврейского юношества”. Устанавливались школы двух разрядов: приходские и уездные. Учреждались также два раввинских училища (в Вильне и в Житомире). Было решено, что женское образование не противоречит еврейским законам. Это дало еврейским девочкам доступ к образованию. На содержание этих школ дополнительно собирались деньги. В секретных указаниях было запланировано закрытие хедеров. Преподавание естественных предметов разрешалось только учителям христианам. Однако, осуществление этих мероприятий натолкнулось на сопротивление ортодоксальной части общества. В результате в закон были внесены изменения, несколько ослабляющие его. В 1844 г. были ликвидированы органы еврейского самоуправления - кагалы. Для сбора податей и поставки рекрутов были выделены специальные люди из состава еврейских общин. Были отменены еврейские обычаи ношения пейсов, бритьё головы женщинам и т.д. Специальным распоряжением Николай 1 запретил принимать евреев на гражданскую службу “доколе они остаются в еврейском законе”.
Надо отметить, что многие из пунктов законов выполнить было невозможно, и они были спущены на тормоза местной администрацией. Однако высылка из 50-и верстной пограничной зоны осуществлялась весьма последовательно. Но и она не была всё же осуществлена до конца.
Периодически с молчаливого одобрения царя и его приближенных возникали дела о кровавых наветах.Интерес к этой проблеме был вызван знаменитым “Дамасским делом”. Известный лексикограф Владимир Даль выпустил секретный доклад, содержавший заключение, что ритуальные убийства не практикуются большинством евреев, а встречаются “у фанатичной секты хасидов”. В 1844 г. министерством внутренних дел была составлена записка ”Разыскания об убиении евреями христианских младенцев и потреблении крови их”. Вопрос о ритуальном употреблении крови имеет весьма длительную и кровавую историю. Несмотря на то. что пролитие крови не только в ритуальных целях, но и как забава, часто используемая христианами (охота, кровавые поединки и т.д.), категорически запрещены еврейскими религиозными законами, обвинения в этом продолжают периодически возникать. Ни одно из них никогда не было подтверждено.
В 1851 г., после личного давления царя, Госсовет был вынужден принять закон о разделении евреев на 5 разрядов: купцов, земледельцев, ремесленников, оседлых и неоседлых мещан. Наибольшие ограничения коснулись последнего разряда - неоседлых мещан. Для них был введён усиленный рекрутский набор, отправка на казённые работы и запрещение отлучаться из городов. За укрывательство от воинской повинности власти строго наказывали. Особо в российском законодательстве были оговорены “права и обязанности” выкрестов (этот термин использовался официально). Особенно большое внимание уделялось запрещению менять фамилии, полученные при крещении. Запрещалось менять место проживания. Исключения составляли выпускники высших учебных заведений, некоторые ремесленники, купцы первой гильдии, лица, имеющие медицинские специальности, солдаты, отслужившие службу и их семьи (с ограничениями).
Положение еврейского населения России было несколько улучшено в период царствования Александра 2-го. Первое время по инерции ещё вводились разные ограничительные акты. Как то, запрещение приобретать недвижимость в Полтавской и Черниговской губерниях, запрещение служить во флоте и др.
В 1856 г. рекрутская повинность была несколько ослаблена. Вышел указ об приравнивании по числу взимаемых рекрутов евреев к остальному населению. Было отменено и рекрутство малолетних. Запрещено общинам ловить беспаспортных и сдавать их в солдаты, что , к сожалению, практиковалось для того, чтобы уберечь от рекрутчины детей членов своей общины. Были упразднены школы кантонистов. Несколько позже в Москве купцы-евреи получили право останавливаться в любой части города. Отменены распоряжения прежнего царя о запрещении проживания евреев в 50-и верстной приграничной зоне Черты оседлости. Для проживания купцов был открыт ряд городов. Разрешался приём на государственную службу обладателей учёных степеней в области медицины и других наук. Во время службы им разрешалось жить за пределами Черты оседлости., а купцам 1-ой гильдии можно было жить во всей России. Но при выходе из гильдии они должны были вернуться в пределы Черты оседлости. Члены их семей могли проживать с родителями до определённого возраста, а женщины до замужества. Число таких купцов было незначительным. В 1859 г. насчитывалось всего 108 человек.
В 1859 г. была разрешена аренда евреями заложенных имений, а затем и разрешено приобретать помещичьи земли, но без крестьян. Однако уже в 1864 г. вышел указ о запрещении приобретать любые земли и использовать любые другие формы перехода земли к евреям и полякам. (дарение, .наследование).
Ряд высших сановников часто вносил предложения о снятии ограничений с евреев, считая, что это наносит ущерб государству. Однако император продолжал придерживаться прежней политики. Тем не менее Госсовет принял в 1861 г. закон разрешавший имеющим научные степени проживать в любой части империи. Военнослужащие евреи были приравнены по правам с мусульманами и людьми других нехристианских вероисповеданий, по отношению к которым проводилась менее жесткая дискриминационная политика.
Положение о земских учреждениях 1864 г. также не содержало ограничений для евреев. Не было их и в новых судебных уставах. Это продержалось до 1870 г., когда власти просто перестали допускать евреев к различным правительственным и судебным должностям по собственному произволу. Число евреев присяжных не должно было превышать 1/3 общего числа, а в новых судебных уставах требовалось пропорция национального состава. В городском уложении устанавливалось , что число евреев-депутатов в городских думах не должно превышать 1/3 общего числа.
В 1865 г. было дано разрешение на повсеместное жительство некоторым группам ремесленников евреев с семьями. Впоследствии это было дополнено специальным уточнением, что это право действует, пока индивидуум занимается своим ремеслом. Такое же право было предоставлено и отслужившим в армии по рекрутским наборам и даже потомкам николаевских солдат.
В 1867 г. разрешили сдавать в аренду евреям промышленные предприятия, расположенные на помещичьих землях.
C 1872 - 1879 гг. евреям выпускникам всех высших учебных заведений было дано право селиться вне Черты оседлости, кроме земли Войска Донского, Западных пограничных губерний, Кубанской и Терской областях. Были сняты ограничения на продвижения по службе. Чин действительного статского советника давал право на потомственное дворянство. Но таких людей было ничтожно мало. Однако, послабления в области просвещения дали свои плоды. Среди 3% населения тогдашней России было 10% учеников гимназий. А главное, чего опасались царские чиновники, - среди политических заключенных было 7% евреев.
Новый военный устав, хотя и не содержал специальных требований для евреев, однако, независимо от него произвольно вводились более строгие меры для уклоняющихся и различные другие строгости, касающиеся, главным образом, евреев.
Результатом политики послабления зачисления на учёбу в высших учебных заведениях стал большой наплыв в них еврейских студентов. Было замечено и активное участие студентов-евреев в общественной деятельности (студенческие беспорядки, революционные организации). Это снова привело к ужесточению процентной нормы при приеме в учебные заведения.
После занятия престола императором Александром 111 положение евреев вновь сильно ухудшилось. Поражение России в Крымской войне привело к поиску виновников, в числе которых называлась одна из компаний, снабжавших русскую армию, в составе руководства которой было много евреев. В ряде городов были спровоцированы еврейские погромы. Распространялись антисемитские прокламации. Часто их авторами и распространителями были члены революционных партий. Правительство выработало несколько постановлений, которые в 1882 г. были добавлены во Временные правила. Вновь был установлен запрет на проживание в деревнях, приобретение недвижимости и аренда земли вне местечек и городов. Принятые дополнения допускали расширенное толкование, что и было использовано антисемитски настроенными законодателями и правительственными чиновниками. Как отметил С. Витте в своих мемуарах: “сенат начал давать по еврейским законам такие толкования, которые никоим образом из законов не следовали.”
Были ужесточены и другие законы. Ограничена доля евреев медработников в армии, введена 5% норма для поступающих в медико-хирургическую академию, то же и для Горного института в Петербурге, которая была распространена и на другие высшие учебные заведения, 15% норма для гимназий и прогимназий ( В Черте оседлости 10%, остальной России - 5%, в Москве и Петербурге - 3%). Эти ужесточения не были оформлены обычным законодательным порядком, а установлены в качестве временных распоряжениями исполнительной власти. Но даже и эти нормы были пересмотрены в 1901 г. в сторону ужесточения.
В черте оседлости - 7%, в остальной России -3%. В столицах -2%.
Наряду с ограничениями при приёме на государственную службу были приняты меры для ограничения и адвокатской деятельности. Устанавливалась доля евреев присяжных поверенных в 10% от общего числа их.
Такие же ограничения были установлены и для органов местного самоуправления. В 90-х годах ретиво взялись за выселение евреев из ряда центральных городов. При этом всячески использовалось казуистическое толкование: женам евреев не разрешалось приезжать на курорты без мужей, если мужья временно выезжали из Москвы, то и женам не разрешалось там оставаться и т.д. В местных полицейских отделениях были заведены картотеки. Коммерсантам было вменено в обязанность указывать имя , в паспортах иудейское вероисповедание иногда указывалось красными чернилами.
Антиеврейская политика приобрела новый стимул при воцарении Николая 2-го. В 1898 г. была закрыта для поселения евреев Сибирь, в 1899 г. были ужесточены правила вступления евреев в купеческое сословие г. Москвы, запрещено солдатам-евреям оставаться вне Черты оседлости во время отпусков.
Антисемитская обстановка в стране привела к возникновению погромов, кровавых наветов. После русско-японской войны в антиеврейском законодательстве были сделаны некоторые послабления солдатам евреям.
С началом революционных событий 1905 - 07 гг. вновь резко усилилась антисемитская агитация и создание националистических союзов. Однако, власти вынуждены были пойти на некоторые уступки. Университеты получили автономию и стали принимать евреев сверх процентной нормы, но после поражения революции процентная норма была восстановлена вновь.
Царский манифест от 17 октября 1905 г. не акцентировал еврейского вопроса. Однако, он инициировал серию еврейских погромов, в ходе которых было убито более 800 человек.
Выборы в 1-ю Государственную думу определили оппозиционное настроение большинства еврейского населения. Предпочтение было отдано конституционно-демократической партии. Социалистические партии, включая Бунд, имели гораздо меньшую поддержку. Черносотенцы при попустительстве властей стремились помешать евреям участвовать в выборах, даже угрожая погромами. Однако, это им не удалось. Более 70% евреев приняли участие в выборах. От губерний Черты оседлости было избрано 11 депутатов евреев. Дума декларировала, что она “вырабатывает законопроект о полном уравнении в правах всех граждан с отменой всех ограничений и привилегий, обусловленных сословием, национальностью, религией и полом”. Комиссия по подготовке закона о гражданском равноправии выработала соответствующий закон, который был предварительно одобрен Госдумой. Но Дума под нажимом реакционеров была распущена царём, не приняв его.
Тем временем в разных частях России происходили погромы. Сильно активизировались националистические организации вроде Союза русского народа и Союза Михаила Архангела. Сам царь всячески препятствовал принятию демократического законодательства. Несмотря на доводы предсовмина П. Столыпина, в целом отрицательно относившегося к евреям, о необходимости отмены ограничений, он отказал ему в этом сказав: “…Внутренний голос всё настойчивее твердит мне, чтобы я не брал решения на себя”. Высокопоставленный русский сановник, князь Урусов писал: что общая административная тенденция заключалась в том, чтобы любой ценой ущемлять евреев, даже ценой искажения закона. Волна погромов в России вызвала резкие протесты общественности. Передовые газеты Европы и Америки гневно обличали царское правительство. В самой России 317 писателей и художников (в том числе Лев Толстой) подписали резкий протест.
Во время выборов во 2-ую Госдуму активность евреев резко снизилась благодаря угрозам черносотенцев и давлению властей, которые в это время значительно усилились. Было избрано всего 4 депутата еврея. Правые партии постоянно выступали с антисемитскими заявлениями. Они внесли законопроект, который предлагал отменить ограничения по вероисповеданию, но с оговоркой - “за исключением еврейских”. Но и эта Дума была распущена царём.
После подавления революции 1905 - 07 гг. Началось наступление правительства даже на те права, которые были даны ранее. Это сопровождалось ростом антисемитской пропаганды. Общее число антисемитских книг и брошюр, за десятилетие (1906 - 1916 гг.) составило 2837. Кроме этого были опубликованы и статьи в газетах. Под предлогом тлетворного влияния на юношество еще более была урезана процентная норма для евреев. В 1908 г. Николай 2-ой утвердил закон о введении процентной нормы, “временно” действовавший до 1905 г. за исключением консерватории, в которой было достаточно вакантных мест. Через год такой же закон был установлен и для средних учебных заведений, включая частные. Выпускники же еврейских средних школ были лишены права поступления в государственные ВУЗы.
В 1912 г. Сенат ещё ужесточил антиеврейское законодательство, запретив евреям занимать должности помощника присяжного поверенного, на которых они оказались после введённого ранее запрета на должности присяжного поверенного. Было приказано изгнать евреев со всех мест вне черты оседлости, поселившихся там незаконно. Это коснулось даже участников обороны Порт-Артура. Принцип “”крещённый еврей становится христианином” был отброшен. Закон 1912 г. содержал запрет на производство в офицерское звание детей и внуков обращенных. Некоторые члены Думы высказывались за запрещение хоронить новообращённых на христианских кладбищах.
3-я и 4-я Госдумы были крайне реакционными. В законы вносились специальные формулировки, исключающие распространение законодательных послаблений на евреев. Многие выступления и предложения правых депутатов были крайне антисемитскими.
На фоне разгула антисемитизма развивается новый литературный жанр - антисемитский роман. Появляются пресловутые “Протоколы сионских мудрецов”. Антисемитизм принял расовый характер. Вводимые ограничения были распространены и на крещённых евреев. Яркий пример - начальнику Военно-медицинской академии, крещённому еврею А. Данилевскому было отказано в приёме в академию его сына. В кадетские корпуса запрещалось принимать и тех евреев, предки которых крестились. На этом фоне возникло очередное дело о кровавом навете, известное в истории как Дело Бейлиса, - дело об убийстве, якобы, в ритуальных целях, 12-летнего А. Ющинского. Вопреки стараниям правительства и судебных властей присяжные оправдали М. Бейлиса. Несмотря на оправдание Бейлиса царь продолжал поддерживать версию о ритуальных убийствах. По окончании процесса он заявил: “Очевидно, что произошло ритуальное убийство, но я счастлив, что Бейлис оправдан, потому, что он невиновен.”
Антисемитизм властей вызвал массовую эмиграцию евреев. Она встречала большие трудности в связи множеством бюрократических формальностей. Как всегда, среди чиновников нашлись люди, превратившие это в источник дохода. Вмешательство еврейских благотворительных организаций несколько улучшило положение. Евреи, вопреки общепринятым правилам, теряли русское гражданство при пересечении границы. Это приводило к трудностям в местах эмиграции.
С началом 1-ой мировой войны районы, заселённые евреями, оказались в зоне военных действий. Антиеврейский настрой российского общества проявился теперь в полной мере. Обстановка позволяла сваливать на условия многие действия военных властей. Издевательства, погромы, ложные обвинения были повсеместно. Были случаи взятия заложников и их расстрел. Ходили выдумки и слухи о повсеместном шпионаже в пользу Германии. Главными фигурами шпионажа считались царица (немка по национальности) и её окружение. Во фронтовых районах в шпионаже обвиняли евреев. Некоторые офицеры контрразведки шантажировали евреев подброшенными документами и требовали взятку. Были многочисленные случаи расстрелов по сфабрикованным обвинениям. Особенно выделялись главнокомандующий великий князь Николай Николаевич и начальник штаба ставки генерал Н. Янушкевич. Началось поголовное выселение из прифронтовых районов. Оно проходило в очень тяжелых условиях почти без вещей в товарных вагонах. К концу 1916 г. число беженцев составило 350 000 человек. Условия их пребывания на чужбине были крайне тяжёлыми.
Отношение русских властей к евреям вызывало недовольство в мире. Под давлением общественности правительство вынужденно было упразднить Черту оседлости. Необходимо было найти пристанище выселяемым из западных губерний евреям.
Вскоре под давлением международной общественности и из опасения затруднений при получении иностранных кредитов начались корректировки принятых ранее законов. Министр внутренних дел князь Щербатов заявил следующее: “…Заграницей также начинают терять терпение, и Россия рискует столкнуться с сокращением кредитов. …Просьбы превратились в ультиматум: если вы хотите получить деньги на ведение войны, то…Эти просьбы и жалобы означают необходимость принятия закона, который облегчает положение беженцев и одновременно означает реабилитацию еврейских масс, осуждаемых из-за слухов об их предательстве.”
Но Николай 2-ой всячески противодействовал либерализации законодательства. Он наложил вето на предлагаемый министрами проект закона. Предсовмина России Горемыкин сказал: “Император заявил мне, что ни с чем не может согласиться в еврейском вопросе. Остаётся единственный выход - действовать через Думу.” Зная юдофобские настроения Думы, правительство провело это указание в обход её.
Евреям участникам войны и их детям разрешили поступать в высшие и средние учебные заведения сверх процентной нормы. Было частично разрешено принимать евреев в адвокаты.
Активизация деятельности евреев в российской промышленности и финансах затруднялась многочисленными запрещениями и ограничениями. Кроме ограничений, связанных с Чертой оседлости действовали особые законы, направленные против участия евреев в добыче полезных ископаемых. Запрещение торговлей хлебом через российские порты, запрещение рубки и разведения лесов, владения лесопильными заводами, аренды участков для складов вблизи железнодорожных станций и т.д. Надо отметить, что некоторым предпринимателям евреям удавалось преодолевать эти трудности.
После отречения Николая 2-го Временным правительством были отменены все “ограничения российских граждан, обусловленные принадлежностью к тому или иному вероисповеданию или национальности”. Они начали вновь негласно вводиться сталинским руководством и продолжались в разных формах до развала Советского Союза в 1991 году, но это уже отдельная тема.