Дата последнего обновления: |
- 16.11.2001 |
Автор: |
- Илья Соркин |
Палестина в начале Войны за Независимость
Событием, обычно рассматриваемым в качестве
отправной точки для начала Войны за Независимость Израиля,
является голосование Генеральной Ассамблеи ООН 29 ноября
1947 года по вопросу раздела Палестины, находившейся после
Первой Мировой войны под управлением Великобритании. В 17:31
по нью-йоркскому времени решение было принято большинством
в 33 голоса против 13 при 10 воздержавшихся – Палестина
должна была быть разделена на два государства - арабское
и еврейское – и международную зону Иерусалим. В еврейских
городах и сельскохозяйственных поселениях начались массовые
гулянья. В то же время арабское население восприняло это
решение как противоречащее их интересам. Уже на следующий
день, 30 ноября, арабы обстреляли еврейский автобус, направлявшийся
из Натании в Тель-Авив, убив пять и ранив семь человек.
Началась война.
Для понимания Войны за Независимость важно понять характер
и условия жизни двух населявших Палестину народов, характер
их взаимопротиворечащих национальных движений, придававших
трагическую неизбежность взаимной конфронтации и приведших
к вспышке военных действий.
Палестинские арабы
История.
Для понимания внутренней ситуации в арабской
общине Палестины на ноябрь 1947 года предпочтительней сделать
небольшой экскурс в историю Палестины как таковой.
Со времени оккупации Иудеи Римом (1 в. до н.э.), которая
положила конец еврейской независимости, в пределах этой
страны не появилось ни одного независимого государства.
Чтобы стереть саму память о присутствие в Иудее евреев,
Римляне переименовали её в Палестину, по имени небольшого
народа греческого происхождения плештим (в русском произношении
- филистимляне), когда-то населявшего побережье страны,
от Газы на юге и до района современного Тель-Авива на севере.
Рим сменила Византия, затем – арабский Халифат, крестоносцы,
египетские мамлюки. Последние несколько сот лет до Первой
мировой войны Палестина была частью Османской империи –
отдаленным и заброшенным краем, пустынным на юге и болотистым
на севере. В административном плане она не представляла
единого целого - турки разделили её на три административных
района, относящихся к провинции со столицей в Дамаске.
Огромное большинство арабского населения Османской империи
состояло из крестьян, страдающих от болезней, неграмотных
и суеверных, находящихся под предводительством и управлением
крошечного меньшинства более-менее образованных землевладельцев.
Палестинские арабы находились даже в более худших условиях,
чем остальное население Османской империи, поскольку этим
краем пренебрегали из-за почти полного отсутствия больших
городов или иных мест стратегического или религиозного значения.
Последнее может вызвать удивление читателей, однако стоит
напомнить, что в тот период Османская империя владела главными
святынями Ислама - Меккой и Мединой, да и вообще роль Иерусалима
как «третьей мусульманской святыни» была сильно раздута
в последние десятилетия арабской пропагандой.
Ко времени начала Первой мировой войны появились первые
признаки зарождающегося национального движения у части арабской
элиты Османской империи. Во время войны англичане использовали
это движение для своих собственных целей, подготавливая
«арабское восстание» с помощью ныне широко известного Лоуренса
Аравийского . Несмотря на то, что восстание имело довольно
ограниченный успех в военном плане, оно дало арабам достаточно
политических предпосылок для достижения независимости после
того, как побежденная Османская империя была разорвана на
части победителями – Англией и Францией. В годы, последовавшие
после Первой мировой войны, были образованы несколько новых
арабских стран, таких как Ирак, Саудовская Аравия, Сирия,
а позже Трансиордания и др. Палестина же осталась под английским
правлением, поскольку рассматривалась Британской Империей
как щит её коммуникационных линий к стратегическим базам
в Египте, которые в свою очередь контролировали Суэцкий
канал. Последний был объектом высочайшей стратегической
важности, обеспечивая Британии относительно быстрый доступ
к её индийским владениям.
Годы английского правления принесли плоды цивилизации в
Палестину. Перед Первой мировой войной здесь была мало дорог,
на весь регион было 3(!) телефона. Промышленность, медицина
и муниципальные услуги не существовали или же находились
в зачаточном состоянии. Британия изменила пейзаж, проложив
новые железные дороги, введя автомобили и другие «чудеса
цивилизации». Большая часть нововведений мало использовалась
обычными крестьянами и осталась в значительной степени во
владении немногочисленной элиты. Гораздо большее значение
имело воздействие массированной еврейской репатриации в
Палестину. Приток образованных специалистов, а также привлеченного
евреями инвестиционного капитала, сделал многое для развития
региона, но это мало повлияло на жизнь рядовых арабов. Хотя
улучшение условий вызвало массивную иммиграцию арабов в
Палестину из близлежащих стран, обе общины остались настолько
отдаленными – экономически, культурно и политически – что
плоды прогресса не смогли просочиться в арабские массы.
Установка на «еврейскую рабочую силу» («авода иврит»), так
важная и необходимая для сионистского движения в целом,
означала раздельное сосуществование двух общин, почти без
смешивания. Вместе с тем стоит помнить, что параллельно
с осуществлением сионистских проектов, многие из которых
были социалистическими по своей экономической сути, в Палестину
проникли и вполне капиталистические начинания, куда менее
подверженные идеологии. Сам рост населения увеличивал спрос
на сельскохозяйственную продукцию (за которым не поспевало
развитие еврейской с/х сферы), топливо и на транспортные
услуги. Так, к концу 1947г в хайфском порту работало 1500
арабов и 500 евреев, а на расположенном по соседству нефтеперегонном
заводе – 2000 арабов и всего 400 евреев.
Дальнейшее усложнение ситуации было обусловлено растущей
«люмпенизацией» арабских масс. Большая часть земель принадлежало
землевладельцам, не жившим на них, в то время как значительное
большинство крестьян являлось долгосрочными арендаторами.
Активное приобретение земель еврейской общиной приветствовалось
землевладельцами, которые оценили поток наличных, необходимых
для поддержания их стиля жизни в Бейруте или Каире, и они
охотно продавали землю. Вначале земля, рассматриваемая в
этом качестве, состояла из неблагоприятных участков – болот
и т.п., – но со временем продавалось все больше и больше
земли, принадлежащей арендаторам, живущим на ней. Конечно,
арендаторы получали компенсационную выплату, но потеря земли
означала потерю устойчивого дохода. Это привело к массовой
миграции в города. Однако, так как там еврейский рынок труда
был в значительной степени закрыт для арабов, а арабский
рынок - слаборазвит, мест работы было немного и нищета становилась
постоянной. И вместе с тем условия жизни палестинских арабов
всё равно были куда лучше, чем в соседних странах, что и
объясняет вышеупомянутую арабскую иммиграцию в Палестину.
Тем более, что во время Второй мировой войны важнейшим работодателем
стали Королевские вооружённые силы Великобритании. В стране
было создано множество крупных военных баз, остро нуждавшихся
в неквалифицированной рабочей силе. Кроме вышеупомянутых
порта (параллельно являвшегося базой ВМС) к ним относятся
авиабазы Рамат-Давид, Экрон (Тель-Ноф), Хацор и Лида (Лод),
а также целый ряд баз сухопутных войск. Во многих арабских
деревнях жители чуть ли не поголовно работали на этих базах.
Правда, с окончанием войны потребность в рабочей силе резко
уменьшилась.
Кроме того, настоящей чумой для арабской общины Палестины
была политическая неразбериха, длившаяся десятилетиями вплоть
до 1947 года. Человеком, который в значительной степени
олицетворял арабское национальное движение Палестины, являлся
муфтий Иерусалима Амин эль-Хусейни . Рожденный во влиятельной
иерусалимской семье, он был ярым арабским националистом.
Когда Британия наравне с арабами противостояла туркам, он
был убежденным «англофилом», но когда обещания не удалось
материализовать, он стал заклятым врагом англичан. Используя
свое положение как высшей мусульманской власти в Палестине
(пост он получил от англичан, которым, несомненно, оставалось
сожалеть об этом решении), эль-Хусейни начал свою борьбу
как против евреев, так и против англичан. В этой борьбе
он противостоял широкой конфедерации «политических партий»,
которые в принципе были ничем иным, как другими влиятельными
семействами, такими как “Национальная Партия Oбороны” и
“Реформистская Партия”, сформированными иерусалимскими семействами
Халиди и Бадерири, u Нашашибиси из Наблуса (Шхем). Представляя
антисионистский фронт, они в то же время были более уступчивы
относительно англичан и евреев. Муфтий, в свою очередь,
сформировал “Палестинскую Aрабскую Партию”, включающую молодежное
движение, которые были поразительно похожи на соответствующие
организации гитлеровской Германии.
В 1936 году назревающая напряженность завершилась взрывом,
получившим известность как «арабское восстание». Возглавляемое
главным образом Муфтием, оно было направлено против тех
арабов, которые противостояли его интересам в такой же мере,
как против англичане и евреев. Восстание быстро выродилось
в неограниченный ничем мятеж, с бандами грабителей, требующих
деньги с «защищаемых» ими деревень и занимающихся разделом
территорий. Они также сделали жизнь более трудной для евреев
и англичан. Власти, вначале медленно реагировавшие на начало
беспорядков, со временем стали проявлять большую военную
активность, используя войска с легкими танками, авиацией
и артиллерией. Муфтий был вынужден бежать в Ливан (и далее
в Берлин). К концу 1939 года восстание было подавлено.
Это восстание имело глубокий отрицательный эффект на арабскую
общину. Она в значительной мере была отстранена от управления
делами в стране, поскольку ее лидеры были либо убиты, либо
находились в изгнании, либо вынуждены уйти в отставку. Имела
место общая усталость от вооруженной борьбы. Даже при том,
что Вторая мировая война предоставила передышку u благоприятные
возможности, общество в целом не сумело преодолеть опустошение,
причиненное внутренними разногласиями и восстанием, и развить
хоть какие-либо учреждения самоуправления. Кроме того, восстание
не сумело причинить серьезные проблемы никому из противников.
Напротив, еврейская община в Палестине возросла количественно
и качественно.
Состав арабского населения и социальные условия.
Нееврейское население Палестины насчитывало
в 1947 году по разным оценкам от 1.2 до 1.3 миллиона человек.
Около 900 тысяч из них были арабами-мусульманами, до 120
тысяч – арабами-христианами (в т.ч. 45 тысяч – греко-православные).
Кроме того, было несколько арабо-говорящих общин национально-религиозных
меньшинств – друзы (около 10 тысяч), бахайцы («метоэлим»),
магрибийцы (до 2тысяч; «муграбим» - выходцы из стран Магриба
– Северной Африки), черкесы (1 тысяча, потомки переселённых
сюда турками в середине 19-го века (в качестве военных поселенцев)
мусульман Северного Кавказа) и туркмены (1 тысяча). Две
трети арабского населения жило в деревнях и занималось сельским
хозяйством или работало в близлежащих городах. Они составляли
отсталую, в значительной степени неграмотную, неорганизованную,
общину. Для среднего арабского сельского жителя политическая
независимость и статус государственности были неопределенными
абстракциями; его лояльность относилась к его семейству,
клану, деревне и, иногда, к его региону. Образовательный
уровень в городах был ненамного выше. Годы вражды оставили
арабское сообщество глубоко разделенным, с глубокой ненавистью
между семействами Хусейни и Нашашиби и их сторонниками.
Не было никаких учреждений самоуправления. После столетий
османского правления арабская элита не имела традиций гражданского
управления, она была по существу полностью коррумпированной
и продажной. Bo время Мандата ведущие «националистические»
семейства продавали земли евреям и брали от них взятки.
Фактически отсутствовали кадры с правительственным опытом.
Вооруженные силы.
Все попытки арабской общины сформировать
единую «национальную» военную организацию в 1930х-1940х
годах провалились. Существовало только две маленьких, плохо
организованных, вооруженных и обученных «милиции» – “Наджара”,
возглавляемая адвокатом из Назарета (Нацерет) Мухаммедом
Нимр Аль-Хавари, и «про-хусейновская» “Футува”, возглавляемая
бывшим полицейским Камалом Арикатом. Эти организации состояли
в основном из городской молодёжи и занимались её начальной
военной подготовкой (официально числясь как организации
«скаутов»). С началом боёв их воспитанники проявили себя
крайне плохо. Кроме того, эти организации враждовали друг
с другом и, в результате, Хавари был вынужден бежать в Иорданию.
Существовало множество местных банд. Самыми большими были
две – «Эль-Джихад эль-Микдас» под командованием Абеда эль-Кадера
эль-Хусейни (племянник Муфтия) находилась на холмах вокруг
Рамаллы и Иерусалима, другая под командованием Хассана эль-Саламе
– в районе Рамле и Лиды (Лод). Каждый из этих отрядов насчитывал
до 1000 человек, а возможно – и менее. На юге страны, в
Негеве, действовал ряд разрозненных банд из местных бедуинов
и присоединившихся к ним египетских “мусульманских братьев”
(последние активно вступили в боевые действия в марте 1948г,
их численность достигала 2000 человек). Все они были вооружены
лёгким оружием, включая небольшое колличество 2-х и 3-х
дюймовых (50.8- и 76.2-мм соответственно) миномётов. Обучение
было несовершенным, дисциплина – слабой, боеготовность –
ограниченной (обычно практиковались сборы для проведения
конкретной акции, после чего «бойцы» распускались по домам).
Кроме того, существовали отдельные городские банды в Яффо,
Хайфе и Иерусалиме.
Самым большим и организованным арабским военным формированием
в Палестине в преддверии Войны за Независимость была “Арабская
Армия Спасения” под руководством Фаузи эль-Каукаджи, сирийского
офицера, который был одним из наиболее видных полевых командиров
во время арабского восстания 1936-1939гг. Состоя, главным
образом, из добровольцев из арабских стран (в первую очередь
– из Сирии, а также Ирака и Транс-Иордании), немцев и боснийских
мусульман, она насчитывала около 5000 человек и была вооружена
легким вооружением, некоторым количеством средних минометов,
75-мм и 105-мм орудиями с ограниченным запасом боеприпасов.
В пик своей деятельности «Армия» официально насчитывала
6 батальонов, но никогда не действовало более четырех; каждый
проводил операции отдельно. Их областью действий были Галилея
и северная Самария.
В основном, арабское сопротивление основывалось на отдельных
отрядах в 800 с лишним деревнях и городах, и только около
450 из них принимало активное участие в войне. Каждая деревня
имела свою собственную «милицию» из 10-100 человек, вооруженных
пистолетами и винтовками с небольшим запасом боеприпасов.
В лучшем случае они могли согласовать свои действия для
ограниченного регионального наступления. Например, получив
данные о приближении еврейской транспортной колоны, несколько
деревень могли организовать совместную засаду. После завершения
нападения они рассеивались до следующих действий. Территориальная
или клановая вражда часто делала невозможным даже такое
сотрудничество. В основном, каждая деревня опиралась на
собственный отряд и они могли быть ликвидированы по отдельности,
одна за другой.
Командование и контроль, вооружение и снабжение.
Арабские палестинские вооруженные силы страдали
от острых проблем снабжения, особенно в деревнях, которые
не имели фактически никакой внешней помощи, в то время как
большие формирования полагались на поддержку арабских стран.
Однако, те были неспособны или не желали увеличивать фонды
и организовывать поставки вовремя. Хотя Лига арабских стран
приняла 8 декабря 1947г постановление о помощи палестинским
арабам деньгами, добровольцами и оружием, решение это фактически
саботировалось государствами-членами Лиги.
Вооружение было удивительно разнообразным. Во многих случаях
стрелковое оружие было частной собственностью использовавшего
его бойца. Очень трудно было организовать снабжение соответствующими
боеприпасами.
В годы Второй Мировой войны до 9000 палестинских арабов
по официальным данным мобилизовались в английскую армию.
Однако, с учётом многочисленных случаев дезертирств и повторной
мобилизации многие специалисты оценивают их реальное число
в 6000. В любом случае, все они прошли лишь начальную военную
подготовку и в боевых действиях не участвовали.
Значительное число арабов служило в английской полиции в
Палестине, а также в качестве сторожей с/х угодий и скота
(«нотрим»). Имевшийся у них опыт совершенно не соответствовал
ведению полномасштабных боевых действий.
Не существовало командных и контролирующих структур. В наличии
было слишком много различных полевых отрядов (в одной Яффе
было 3 или 4 различных «милиции») и слишком длинные «цепочки»
поставок из-за рубежа. Множество «комитетов» боролось за
власть. Попытка организации, сделанная в 1948 году, когда
Палестина была разделена на 4 зоны, оказалась мертворожденной.
«Полевые командиры» не сумели передать полномочия центральным
органам управления или скоординировать свои действия с ними.
Заключение
Арабская община в Палестине не была подготовлена
наступающей борьбе, несмотря на то, что именно её лидеры
и лидеры арабского мира в целом начали эту борьбу, проголосовав
против раздела Палестины, а затем это решение игнорируя.
Первый этап этой борьбы (30.11.47-14.05.48), завершившийся
провозглашением независимости Государства Израиль, открыл
миру эти недостатки и принес ужасные последствия палестинским
арабам за отсутствие надлежащей подготовки. Только присутствие
в стране английской армии и крайне тяжёлое положение в еврейской
общине с вооружением и боеприпасами спасло местных арабов
от окончательного поражения до начала вторжения (15.05.48)
регулярных армий соседних арабских стран.
Источники:
- Mark Tesser "History of the Israeli-Palestinian Conflict"
- Martin van Creveld "The Sword And The Olive"
- Dr. Yehudah Slutski "Hagana - Jewish Fighting Organization
in Eretz Israel"
- Chaim Herzog "Arab-Isreali Wars"
- Joan Peterson "From Time Immemorial"
- Benny Morris "Rightious Victims"
- Натаниэль Лорах «История Войны за Независимость» («Корот
мельхемет hа-ацмаут», иврит, 1998г)
- Амицур Илан «Эмбарго. Мощь и перелом в Войне за Независимость»
(«Эмбарго. Оцма вэ-hахраа бэ-мельхемет тав-шин-хет», иврит,
1995г)
|