Начало
Перевооружение
Суэцкий кризис
Варианты "Шерманов"
Комментарии
Пол Вудман
ТАНКИ "ШЕРМАН" НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ
Перевод с английского Михаила С. Эпштейна
Со времён средневековья народы Ближнего Востока жили под
владычеством Турецкой Оттоманской Империи. Но, после поражения
Турции в Первой Мировой войне и распада Оттоманской империи,
Ближний Восток отошёл под мандатное управление Британии
и Франции. Палестина, где преобладали арабы, но компактными
анклавами проживали и евреи, с 1920 года была под британским
управлением. Многие из этих евреев происходили из России,
и их основной целью было воссоздание Еврейского государства
на своей исторической родине.
Британцы позволили дальнейшую иммиграцию и заверяли, согласно
декларации Бальфура, что поддержат создание еврейского национального
очага. Однако, возрастало арабское противодействие, пока
в середине 30-ых годов Палестина не оказалась перед опасностью
восстания, и рамки еврейской иммиграции пришлось существенно
ограничить. В то же самое время были сформированы еврейские
террористические группы, боровшиеся как с британцами, так
и с арабами. После Второй Мировой войны общественное мнение
особенно в Соединенных Штатах поддержало создание государства
Израиль, не взирая на возражения арабов. К 1947 году Англией
было предпринято достаточно попыток сохранить мир между
враждующими сторонами, и в 1948 году войска были выведены,
так как реально ничего больше сделать было нельзя. Государство
Израиль было провозглашено 14 мая, одновременно началась
первая арабо-израильская война. (1)
НАЧАЛО
Уход британских войск неизбежно привёл к тому, что между
еврейской и арабской общинами началась открытая война. Хотя
арабы имели численное преимущество, еврейская община была
лучше организована и получала деньги от сочувствующих для
покупки оружия. В результате еврейские поселенцы были хорошо
вооружены, имея в избытке винтовки, автоматы и пистолеты
времён Второй Мировой войны и используя бронированные грузовики.(2)
Напротив, арабское население Палестины было в значительной
степени безоружно и обращало взоры к соседним арабским государствам
Египту, Иордании и Сирии в поисках помощи в возврате своих
земель.(3) Эти страны имели весьма большие армии состоявшие
преимущественно из пехотных частей при поддержке некоторого
количества лёгкой бронетехники - бронемашин и бронетранспортёров,
кроме того, египтяне имели в строю приблизительно 20 различных
танков «Шерман». Понимая, что рано или поздно придётся противостоять
этим армиям в бою, евреи обыскивали склады металлолома в
Европе в поисках подходящих машин. К 14 мая из-за британского
эмбарго на поставки оружия прибыло совсем мало машин, но,
по крайней мере, шесть единиц бронетанковой техники было
получено из британских источников, включая два танка «Кромвель»,
одну бронемашину «Даймлер» (4), один разведывательный автомобиль
GМС «Оттер» и два разоружённых танка «Шерман». Первые четыре
были угнаны у британцев, а два «Шерман» были найдены на
свалке. Эти машины образовали "Английскую" роту 82-ого танкового
батальона, первую танковую часть армии Израиля.
Не известно, какой модификации были эти разукомплектованные
"Шерманы", на обоих были смонтированы крупповские 7.5см
полевые орудия в модифицированной башне.(5) 82-ой танковый
батальон играл главную роль в захвате аэропорта Лидда (Лод)
19 июля, в ходе "Десятидневных боёв". Несколько бронеавтомобилей
Арабского Легиона были уничтожены, а израильтяне потеряли
несколько танков от огня шестифунтовых противотанковых пушек
арабов. К концу месяца в арабских войсках возник раскол
из-за внутренних конфликтов, и иорданцы отошли на оборонительные
позиции, оставив египтян отрезанными. Боевые действия продлились
до марта 1949 года, когда при помощи ООН было установлено
окончательное прекращение огня в регионе. Линия прекращения
огня стала признанной границей Израиля.
ПЕРЕВООРУЖЕНИЕ
После войны обе стороны начали перевооружение своих армий,
Англия снабжала оружием Египет, Иорданию, Ирак и другие
арабские государства, но, помня еврейский терроризм, отказалась
продавать оружие Израилю. Французы поставляли оружие и тем
и другим, включая несколько реконструированных "Шерманов"
различных модификаций, и предприняли обучение израильских
(и сирийских - прим. перев.)танкистов в Сомюре.
Известно, что в это время египтяне получили приблизительно
60 танков "Шерман", вооружённых 75мм пушками, главным образом
бывших британских M4A2, наряду с несколькими "Шерманами",
оснащёнными во Франции башнями танков AMX-13. Израиль приобретал
"Шерманы" из многих источников; все танки обозначались М1,
включая M4, M4A1 и M4A2 с подвеской VVSS (6) и несколько
M4A1 76(W), некоторые с подвеской HVSS (7). Франция предлагала
"Шерманы" с башней от AMX-13 израильтянам, но вместо этого
они приобрели специальную версию «Шерман», обозначенную
M50.
M50 "Супер Шерман" был во многих отношениях французским
эквивалентом британского танка времён 2 Мировой войны "Шерман
Файрфлай" (“Sherman Firefly”) и был модифицирован почти
идентичным способом. Французы скопировали немецкую 7.5cм
пушку танка "Пантера" KwK42 под обозначением VO-1000. Это
орудие, применяемое для вооружения танка AMX-13, должно
было стать оружием M50, установленным в модернизированной
башне вместо 75мм пушки. Орудие было слишком длинным, чтобы
просто установить его взамен 75мм пушки, так что маска орудия
была вынесена вперёд, а кормовая часть башни срезалась,
и на это место приваривалась новая кормовая ниша. Корпуса
использовались от M4, M4A1 и M4A4. Все известные ранние
модели M50 имели подвеску типа VVSS; ящики ЗИП и крепёжные
скобы канистр отсутствовали. Все другие изменения касались
интерьера и заключались в новых стеллажах укладки боеприпасов
и радиоаппаратуре. Первая партия из приблизительно 100 танков,
конвертированных в "Ателье де Бурж" (Atelier de Bourges),
прибыла в Хайфу в июле 1956 года. По тактико-техническим
характеристикам M50 был близок египетскому "Шерману"/АМХ-13,
созданному на заводе тяжёлого машиностроения "Батиньоль-Шатильон"
(Batignolles-Chatillion). Однако сохранение оригинальной
башни с более мощной броней обеспечило ему лучшую защиту.
К 1956 году Израиль имел три бронетанковые бригады: 7-ую,
27-ую и 37-ую, все были оснащены смесью из "Шерманов", AMX-13
и полугусеничных БТР M3 в идеале по одному батальону каждого
типа машин. Однако нужно иметь ввиду, что из-за нехватки
оснащения бригады часто были неукомплектованными или с существенными
вариациями в соотношении техники. Как раз перед войной 1956
года 7-ая и 27-ая бронетанковые бригады были вооружены танками
М1 "Sherman", главным образом M4A1 76(W) с подвеской VVSS,
а 37-ая бронетанковая бригада получила новые M50 "Супер
Шерман". Египет также имел в строю большое количество "Шерманов"
- приблизительно 120 машин, наряду с T-34/85, ИС-3 и 40
британскими "Центурионами" Mk.3.
СУЭЦСКИЙ КРИЗИС
Начиная с Войны за Независимость 1948-49 гг. израильские
вооруженные силы вели непрерывные бои, отражая приграничные
рейды, страна, фактически, находилась в состоянии осады.
Военный переворот в Египте, приведший к власти Насера крайне
обострил ситуацию. Пока Египет принадлежал к западному лагерю,
на него было возможно оказывать давление для поддержки мира,
но Насер переметнулся в восточный блок, чтобы получить большую
военную и финансовую поддержку. Враждебность Насера по отношению
к Израилю достигла критической точки, что побудило нанести
удар по египетским силам в Синае по секретной договорённости
с британцами и французами. Египет национализировал Суэцкий
канал и Британия с Францией хотели использовать боевые действия
для оправдания возврата канала военным путём.
Операция "Кадеш" началась в ночь 29-30 октября наступлением
7-ой бронетанковой бригады и 4-ой пехотной бригады на египетские
позиции в Умм-Катеф приблизительно в 12 километрах от Синайской
границы. При атаке на Абу-Агейлу в полдень 30 октября самоходные
противотанковые пушки "Арчер" 78-ой противотанковой батареи
уничтожили несколько танков и БТР 7-ой бронетанковой бригады
и отразили наступление. 4-я и 10-я пехотные бригады также
потеряли полугусеничные БТР от огня "Арчеров" при атаке
на Умм-Шехан и Умм-Катеф.
37-ая бронетанковая бригада вступившая в бой вечером 31-ого
октября, приняла участие в ночной атаке египетских позиций,
в ходе которой её батальон БТР М3 понёс тяжелейшие потери,
и был убит командир бригады. На следующий день 7-я и 37-я
бронетанковые бригады подошли к Умм-Катеф со встречных направлений,
и, после подавления египетского сопротивления, 7-я бригада
открыла огонь по танкам 37-ой, подбив восемь из них, прежде
чем была обнаружена ошибка. 1 ноября британские и французские
самолеты начали уничтожение египетских военно-воздушных
сил в преддверии высадки войск, которая произошла 5 ноября.
Одновременно 27-я бронетанковая бригада совместно с 1-ой
пехотной бригадой "Голани" атаковала египетские позиции
в Секторе Газа.
Несмотря на потери, понесённые израильтянами, кампания
развивалась успешно, а потери египтян в людях и технике
были гораздо больше. 27-ая бронетанковая бригада стремительно
продвигалась к Эль-Аришу, обходя по пути Рафиах и Джиради.
Ко 2 ноября её танки М1 и M50 остановились всего в нескольких
милях от Суэцкого канала, преодолев более 200 километров
за чуть больше чем за 24 часа. Операция "Кадеш" обошлась
израильской армии в 30 машин, 172 убитых и 817 раненных,
египтяне потеряли 46 M4A2, 27 T-34/85, 40 САУ "Арчер", 15
"Валентайнов", 12 M4/AMX-13, 60 БТР-152 и 283 бронетранспортёра
"Universal Carrier". Было потеряно убитыми и раненными более
5000 человек.
В военном отношении египтяне были серьёзно побиты, но вынужденное
отступление британских и французских сил из-за политического
давления, оказанного Соединенными Штатами, дало Насеру победу,
из-за которой Ближний Восток оставался в огне в течение
следующих 35 лет. Как только смолкли орудия, советские суда
с грузом оружия уже были в море, держа курс на Порт-Саид.
Насер стал некоронованным королем арабского мира, распространяющим
волнения и беспокойство через свою радиостанцию в Каире.
За несколько лет Египет объединил силы с Ливией, Сирией,
Ираком и Иорданией в анти-израильском союзе. В ответ Англия
передала Израилю танки "Центурион" Mk.5, а американцы через
Германию некоторое количество M48A2C. Позже британцы поставили
новые 105мм танковые пушки «Виккерс» L7, наиболее мощные
танковые орудия того времени. Они были установлены сперва
на "Центурионе", а позже и на M48A2C, была даже попытка
установить L7 в танке "Sherman", но это было уже слишком
- броня не выдерживала отдачи. С притоком танков в арабские
страны Израиль нуждался в модернизации своих "Шерманов",
в особенности M1, вооружённых устаревшими 76.2-мм пушками
M1A1, которые были посредственным оружием даже в годы Второй
Мировой войны. Решение снова пришло из Франции.
"ISHERMAN"
Предприятие "Atelier de Bourges" работавшее над новым орудием
для основного боевого танка AMX-30, в то же самое время
создало менее мощную версию, обозначавшуюся "105мм пушка
V0980". Компания успешно установила это орудие в башню типа
T-23, которая стояла на большинстве израильских М1, используя
гидравлическую противооткатную систему SAMM CH-23-1. Впоследствии
модернизацию парка танков М1 выполняли израильские танкоремонтные
предприятия, помимо перевооружения танков, производилась
также замена двигателя. Доработка башни требовала срезать
кормовую часть и установить новую литую нишу, которая приваривалась
на это место. Лобовая часть башни с новой маской была, в
общем, подобна оригинальной, но маска и вырез башни были
существенно увеличены под большее орудие. Все "Israeli Sherman"
были оснащены подвеской HVSS и 460-сильным дизельным двигателем
Cummins VTS-460, для повышения технических характеристик.
Новый танк, обозначенный M51HV "Israeli Sherman" или "Isherman"
значительно превосходил по боевой мощи все послевоенные
"Шерманы". И он и более старый M50 получили новые ящики
ЗИП и скобы для крепления канистр по бортам корпуса, а также
приспособления для крепления запасных опорных катков и связок
траков. Всего было модернизировано до варианта M51HV приблизительно
200 танков, которые распределили между бронетанковыми бригадами
«Авирам», «Циппори» и «Кохба». После войны 1956 года израильские
бригады чаще, чем под номерами, были известны по именам
командиров. Теперь Израиль имел девять бронетанковых бригад.
М1 SHERMAN
До войны 1956 года в строю находились несколько модификаций
танка "Шерман", в израильских войсках все они обозначались
"M1". Постепенно стандартной машиной бронетанковых бригад
стали M4A1 76(W), главным образом с подвеской VVSS, но имелось
также по крайней мере несколько танков с ходовой частью
включавшей подвеску HVSS и широкую гусеницу. Можно с уверенностью
сказать, что несколько "Шерманов" с 75мм пушками использовались
для обучения. В войне 1956 года, согласно боевым репортажам
и фотографическим свидетельствам, все "M1", применявшиеся
в боевых действиях были M4A1 76(W).
"Шерман" M4/FL10
Египет заказал M4/FL1O ("Шерманы" с башней танка AMX-13)
для увеличения огневой мощи батальонов M4A2 незадолго до
войны 1956 года. Танки представляли собой конверсии на базе
корпусов M4, M4A2 и M4A4, обычно найденных на французских
базах хранения после Второй Мировой войны. Все они имели
подвеску типа VVSS и ранние типы корпуса. Моя модель была
построена из корпуса M4 "МР Models" и башни FL1O (отливка
"резин") от "Verlinden". Это идеальный первый опыт конверсии
при помощи "резин" - деталей, поскольку не требует никакой
ручной доработки, кроме обычной для любого набора подгонки
деталей. Другими альтернативными корпусами могут быть "Verlinden"
M4A2, или "MP Models" M4A4, которые имеют относительно одинаковую
цену. Для них нужна нижняя часть корпуса и/или подвеска
от наборов "Tamiya" или "Italeri".
M50 "СУПЕР ШЕРМАН"
M50 прожил относительно длинную жизнь в израильской армии,
его служба началась в 1956 году, а окончательно выведен
из войск он был в конце 70-ых, несколько машин все еще служат
в милицейских силах на юге Ливана. Набор "МР Models" представляет
внешний вид машины обр. 1967 года со знакомыми ящиками ЗИП.
Для меня он смотрелся слишком похожим на M51HV, который
я также строил, так что я решил воспроизводить M50 таким,
как он выглядел в 1956 году, без ящиков ЗИП, водяных канистр,
и т.д. M50 был построен на базе танков M4, M4A1 и M4A4 с
ранними типами корпусов, и старыми башнями, которые использовались
в конверсии. Короткоствольная 75мм пушка заменялась французской
75мм пушкой VO-1000 с высокой начальной скоростью снаряда.
Я выбрал для постройки моей модели корпус M4A1 средних серий
производства "K&K Castings", который остался у меня
на запчасти. Корпус M4A4 от набора M50 "МР Models" может
использоваться в другой конверсии, крыша МТО под дизель
"Cummins" и внешнее оборудование могут использоваться для
модели M51HV. При таком способе остаётся мало лишних деталей,
и конверсии обходятся немного дешевле. Башня M50 собирается
по инструкции и просто помещается на корпус M4A1, эти ранние
варианты танка имели ходовую часть с подвеской VVSS в качестве
стандартной.
M51HV "ISHERMAN"
Последний и наиболее мощный из семейства танков "Шерман".
Он был построен для противодействия танкам T-54 и выглядит
впечатляюще. Базовой машиной был M4A1 76(W) с башней типа
T-23, корпус переработан под установку дизеля "Cummins"
и ходовую часть с подвеской HVSS. Башня модифицирована для
монтажа 105мм французской пушки. Для модели подойдёт корпус
M4A1 "Italeri" с крышей МТО из набора M50, наряду с подвеской
HVSS и ящиками ЗИП. Башня - от "Verlinden" с фототравленными
деталями. Это более "продвинутая" конверсия, требующая несколько
больше мысли и мастерства чем M50 и M4/FL10 также описанные
в этой статье.
Рекомендую использовать при сборке корпуса инструкцию от
М50 "MP Models" в качестве руководства при сборке ходовой
части HVSS, крыши МТО и для размещения ящиков ЗИП и внешнего
оборудования. Башня от "Verlinden" абсолютно подходит, так
как специально предназначена для этого корпуса. "Italsedi",
новая итальянская компания, производящая конверсионные наборы
"резин", выпустила комплект для M51HV, который предназначен
для корпуса типа M4A3. Во всех моих исследованиях для этой
статьи я обнаруживал M51HV только на базе корпусов M4A1.
К 1967 году только Израиль применял "Шерманы" на Ближнем
Востоке, Египет давно сменил свои "Шерманы" на T-34/85 и
T-54. Наращивание вооружений с обеих сторон создавало видимость
неизбежности войны, и в 1967 году истеричные тирады Насера,
направленные против Израиля, заставляли израильтян предполагать,
что вскоре последует нападение.(8) Вместо того, чтобы сидеть
и ждать, Израиль решил напасть первым. Египет представлялся
основной угрозой, но против Сирии и Иордании также были
предприняты одновременные атаки. Нападение началось ударами
с воздуха по арабским аэродромам 5 июня 1967 года, в ходе
которого большая часть арабской авиации была уничтожена
на земле. На земле израильские бригады, теперь сведённые
в механизированные дивизии, продвигались по местам боёв
1956 года в Синае, сметая всё на своём пути. На Синайском
фронте бригада "Авирам" входила в состав дивизии Таля, а
бригада "Циппори" - в дивизию Шарона. Бригада "Кохба" сражалась
в составе дивизии Пеледа на Иорданском фронте, также, как
и 10-я механизированная бригада, имевшая несколько M50 "Супер
Шерман". Дальше на север на Сирийском фронте находилась
бригада "Мендлер", включавшая батальон "Шерманов" M50 и
M51HV. Справедливо сказать, что в войне 1967 года главную
тяжесть боёв несли танки "Центурион", шедшие в сражение
во главе дивизий. Более быстрые, но более уязвимые "Паттоны"
и "Шерманы" использовались для фланговых атак и окружения.
На всех фронтах арабские армии отступали с огромными потерями,
кроме Иорданского фронта, где борьба шла практически на
равных. Иорданская Армия была самой лучшей из всех и борьба
с ней всегда дорого обходилась израильтянам, но её также
оттеснили на восточный берег реки Иордан. Стратегически
важные Голанские высоты были отбиты у сирийцев после ожесточённых
боёв, в ходе которых израильским танкам пришлось под огнем
взбираться по крутым склонам. Но самый большой успех был
достигнут против египтян, израильские дивизии захватили
весь Синайский полуостров, остановившись только у Суэцкого
канала. Несмотря подавляющее количественное превосходство
в людях и технике, арабские армии не координировали свои
действия, и, кроме иорданцев, имели недостаточную тактическую
подготовку. Полная победа была достигнута всего за шесть
дней и осталась в книгах по истории как "Шестидневная война".
Война Судного дня 1973 года была последней, где применялись
M50 и M51HV. Бронетанковые бригады теперь оснащались танками
"Центурион", M48A2C и M60, немногие "Шерманы" оставались
в резервных частях второй линии. В ходе войны американцы
поставили большое количество M48A3 и M60A1, и "Шерманы"
были впоследствии переделаны в самоходные артиллерийские
орудия, миномёты и БТР, несколько M50 были переданы Ливанской
милиции.(9)
МОДЕЛИ "ШЕРМАНА"
Есть два доступных набора "Шерманов" израильского типа,
оба в масштабе 1:35. Набор "Italeri" M4AI 76(W) идеален
для постройки модели М1 «Шерман», применявшихся в ходе войны
1956 года. Набор не требует никакой доработки, кроме, возможно,
опорных катков, но, имея в виду, что эти машины были смонтированы
из утиля, катки раннего типа со спицами могли иметь место.
Другой комплект - M50 «Супершерман» от "MP Models", который
строился на базе раннего корпуса M4A4. Эта модель - пресс-форма
"лимитед ран" с несколькими превосходными деталями, однако
некоторые грубо отштампованные мелкие части лучше всего
заменить из запасов от других наборов. Модель представляет
машину периода Шестидневной войны, с двигателем "Cummins"
и подвеской HVSS. Эти два набора могут послужить базой практически
для любого израильского "Шермана" при комбинировании деталей
или применении конверсионных "резин" - наборов.
ОКРАСКА И МАРКИРОВКА
Египетская бронетехника была окрашена в песчаный цвет,
который очень похож на британский пустынный (desert sand);
подходит краска "Humbrol" Z93 с добавлением белого для имитации
выцветания. Во время войны 1956 года по бортам корпуса или
башни наносились кокарды зелено-белого цвета вместе с чёрными
арабскими цифрами. Но никакого стандарта не было, и маркировки
носили случайный характер.
Израильские машины в 1956 году окрашивались в оливково-серый
(US olive drab) или песчаный. Большинство "Шерманов" в это
время, видимо, имели прежний цвет. Кроме регистрационного
номера машины никаких других маркировок не было. Некоторые
танки несли синий крест в белом обрамлении на крыше МТО
для распознавания с воздуха. После нескольких случаев обстрела
израильскими танками своих машин к 1967 году были приняты
теперь хорошо знакомые тактические обозначения быстрого
опознавания. Основным цветом был песчано-серый (sand-gray
или Sinai gray) или песчаный. "Синайский серый" варьировался
весьма сильно, от бледно-серого до серо-песчаного. Тактические
обозначения наносились белым, иногда в тонкой черной окантовке.
Шеврон и/или кольца вокруг ствола пушки обозначает роту,
в то время как маркировки на башне обозначают взвод и номер
танка во взводе (буква еврейского алфавита - номер взвода,
цифра - номер танка). Иногда рисовались белой краской значки
бригады или дивизии.
AIRFIX MAGAZINE, 12.1991
(1)В действительности, значительно раньше началась необъявленная
война, причём, несмотря на присутствие британских войск,
которые к тому же усердствовали в разоружении еврейских
отрядов, сквозь пальцы глядя на существование арабских вооружённых
группировок и банд, хотя и слабо организованных, но беспрепятственно
получавших оружие от арабских соседей Палестины.
(2) Реально оружия, даже стрелкового, не говоря о большем,
остро не хватало. Подпольно удалось наладить производство
пистолетов-пулемётов "STEN" и 9-мм патронов к ним, но боевые
возможности и качество этой продукции были невысокими. Прочее
приходилось добывать "по капле", преодолевая сопротивление
мандатных властей, изымавших еврейские арсеналы, но в упор
не видевших вооружения арабов.
После прекращения мандата ситуация ненамного улучшилась.
Жесткое эмбарго на поставки оружия в регион било, в основном,
по евреям.
Кроме того, вторгшиеся в Палестину арабские армии имели
тяжёлое вооружение - артиллерию, танки, авиацию. Еврейские
воинские части на первом этапе располагали только "бронированными"
грузовыми машинами и автобусами, а "броня" представляла
собой фанеру или доски между двух листов железа и уверенно
пробивалась винтовочными пулями.
(3) Исходя из вышеизложенного этот пассаж уже можно и не
комментировать.
(4) По некоторым данным БА «Даймлер», угнанный у британцев,
пришлось по требованию властей мандата вернуть.
(5) Стивен Залога полагает, что первый восстановленный
евреями «Шерман» относился к модификации М4А2 и получил
собственное имя «Тамар».
(6) Vertical Volutive Spring System - Система подвески
с вертикальными спиральными пружинами.
(7) Horizontal Volutive Spring System - Система подвески
с горизонтальными спиральными пружинами.
(8) Помимо тирад на эти мысли наталкивали такие действия,
как сосредоточение войск на границе, и закрытие проливов
для израильских судов.
(9)Около 100 танков были также проданы в Чили, где находились
на вооружении до последнего времени.
Комментарий редакции сайта.
Олег Грановский
К сожалению, данная статья содержит большое колличество
неточностей и ошибок. Некоторые из них можно объяснить датой
её написания - 1991г, поскольку к тому времени материалов
по истории АОИ было опубликовано мало, а то, что было опубликовано,
во многих случаях не являлось серьёзными исследованиями
с привлечением архивных материалов. Для исправления всех
ошибок потребовалось бы написать статью, объёмом раза в
два превосходящую оригинал. Ограничусь исправлением наиболее
грубых ошибок и добавлю к этому кое-какую дополнительную
информацию.
Бронетанковая техника Израиля и арабских стран
на 14 мая 1948г.
На 14 мая 1948г Израиль располагал только 1 танком М4А2
"Шерман", полученным от симпатизировавших евреям английских
солдат, занимавшимся уничтожением бронетанковой техники,
не подлежавшей вывозу из Палестины. Этот танк был передан
представителям организации "Хагана" в тот же день, 14 мая.
У танка была выведена из строя пушка, да и ходовая часть
нуждалась в ремонте. В любом случае, до 3 июня 1948г он
числился неисправным и в боях не участвовал. Второй танк
М4А2 был найден на свалке металлолома только летом 1948г
и был отремонтирован к октябрю.
Два танка "Кромвель" были похищены с английской военной
базы в районе Хайфы только в ночь с 29 на 30 июня 1948г.
Хотя английский мандат на Палестину закончился 14 мая 1948г,
вывод английской армии продолжался до 30 июня. В ночь перед
окончательной эвакуацией была предпринята попытка угона
4 последних танков "Кромвель", находившихся на той базе;
удалось похитить только два.
Что касается хищения бронеавтомобилей (БА) у англичан,
то всего в феврале-мае 1948г в Иерусалиме было угнано 6
БА – 2 «Даймлер» с 2-фунтовыми (37-мм) пушками, 2 закрытые
с пулемётами во вращающихся башнях и 2 открытые. Однако
2 БА, включая 1 «Даймлер» были найдены и конфискованы англичанами.
В Хайфе были похищены (частично – в конце мая –начале июня
1948г) 7 БА с вращающимися башнями (включая 2 с 2-фунтовыми
пушками) и несколько открытых БА GMC (возможно, «Скауткар»).
Всего на 14 мая 1948г Израиль имел один неисправный М4А2,
2 БА с пушечным вооружением и 120 БА и бронетранспортёров
(БТР) с пулемётным вооружением, либо без вооружения, причём
из этого количества 13 составляли полугусеничные БТР американского
производства, около десятка - стандартные военные или полицейские
БА различных типов и примерно сотня - самодельные БА "сэндвич",
на базе грузовиков и автобусов.
Для сравнения, арабские армии имели 40 танков (рота французских
"Рено" R35 у Сирии, батальон английских лёгких MK.VI (с
пулемётным вооружением) и около 6 "Шерман" у Египта), до
200 БА с артиллерийским вооружением и около 300 БА и БТР
с пулемётным вооружением или без вооружения. Хотя перевес
в БТТ у арабских стран был огромен, причём практически вся
техника была стандартная, без "самоделок", стоит отметить,
что техническое состояние арабской БТТ было низким (так,
все 6 "Шерман" были неисправны), да и не вся боеспособная
техника участвовала во вторжении.
Бронеавтомобили «сэндвич».
В комментариях журнала AIRFIX MAGAZINE сказано, что «еврейские
воинские части на первом этапе располагали только "бронированными"
грузовыми машинами и автобусами, а "броня" представляла
собой фанеру или доски между двух листов железа и уверенно
пробивалась винтовочными пулями". Данное утверждение ошибочно.
Т.н. броня "сэндвич" состояла из трёх слоёв – внешний 5мм
(затем - 6 мм) кровельного или котельного железа, средний
– доски твёрдых пород дерева, толщиной 2 дюйма (затем –
1.5 или даже 1.1 дюйм) и внутренний – 5мм (затем – 3мм)
железа. Эта «броня» вовсе не пробивалась «уверенно» винтовочными
пулями. Ведь именно винтовки и лёгкие пулемёты, стрелявшие
теми же винтовочными пулями, были основным оружием палестинских
арабов - пистолет-пулемётов у них было мало. Если бы это
оружие пробивало бы "сэндвич", тогда зачем его было делать?
На практике, "сэндвич" не пробивался обычными винтовочными
пулями. В то же время бронебойные пули с ближних и средних
дистанций его пробивали. В период "межнационального конфликта",
т.е. до начала вторжения регулярных арабских армий (15 мая
1949г), бронебойных пуль у арабов практически не было. В
дальнейшем же производство бронемашин "сэндвич" было свёрнуто.
Названия и обозначения танков М4 «Шерман»
в Израиле.
Для начала, несколько слов об обозначении «Шерман» в США.
Танки М4 «Шерман» производились в США в годы Второй Мировой
войны (всего - 49234 с февраля 1942 по июль 1945) несколькими
фирмами, различные модели отличались между собой в первую
очередь типом силовой установки. Различались следующие модели:
М4 и М4А1 - карбюраторный 9-цилиндровый радиальный двигатель
"Континенталь" R-975 мощностью в 350-л.с. При этом М4А1
отличался от М4 наличием литого корпуса, что резко отличало
его внешний вид от «Шерманов» прочих моделей, имевших сварной
корпус из катанных и литых деталей.
М4А2 – спарка из двух 6-цилиндровых дизелей GMC 6046 общей
мощностью в 375-л.с. Два танка этой модели стали первыми
танками АОИ – один, как уже было сказано выше, получен от
английских солдат, другой – найден на свалке металлолома.
Наличие именно этой модели в английской армии неудивительно
– в самих США дизельные «Шерман» использовались в морской
пехоте и в учебных частях, а все остальные поставлялись
по ленд-лизу в Великобританию и СССР.
М4А3 – 8-цилиндровые V-образные двигатели "Форд" GAA-8
мощностью в 500 л.с.
М4А4 – мотоблок из 5 карбюраторных двигателей («Крайслер
малтибэнк» А-57). Чтобы вместить такое чудовище, корпус
этой модели был несколько удлинён.
М4А6 – радиальный дизель «Катерпиллер» RD1820, корпус как
у М4А4.
На танках использовалась два типа пружинной подвески –
с вертикальными пружинами (VVSS или VSS) и гусеницей шириной
16 дюймов и с горизонтальными пружинами (HVSS) и 24-дюймовой
гусеницей. Танки с HVSS начали поступать на вооружение уже
в конце 2МВ, их обозначали Е8 (т.е. М4Е8, М4А1Е8, М4А2Е8,
М4А3Е8).
Что касается вооружения, то первоначально «Шерман» вооружался
75-мм пушкой М3 (начальная скорость (НС) снаряда 620 м/с),
затем – 76.2-мм М1А1 или М1А2, последняя – с дульным тормозом
(НС = 810 м/с). Наличие этой пушки обозначалось (76)W, например
M4A2(76)W. Для её установки использовалась новая литая башня
Т-23. Танки огневой поддержки несли 105-мм гаубицу М4. Наиболее
мощную пушку несли английские «Шерман Файерфлай» - 17-фунтовую
(76.2-мм) Mk IV (НС = 908 м/с). Канадские «Шерман» (RAM)
несли 6-фунтовую (57-мм) пушку.
Теперь перейду к обозначениям «Шерман» собственно в
Израиле.
В ходе войны 1948-1949гг несколько имеющихся машин имели
собственные имена - "Тамар", "Меир" и т.п.
После войны было стандартизировано два типа "Шерманов" -
танк с 75-мм пушкой М3 и танк огневой поддержки со 105-мм
гаубицей М4. Они получили обозначения "Шерман дегем алеф"
(т.е. "Шерман" Мк. 1) и "Шерман дегем бет" (т.е. "Шерман"
Мк.2) соответственно.
Через несколько лет от этих обозначений отказались и с
тех пор танки "Шерман" обозначались в Израиле по типу установленной
на них пушке. Так, два вышеупомянутых образца стали называться
"Шерман" М3 и "Шерман" М4. После поступления на вооружение
танков М4А1Е3 и М4А1Е8 "Шерман" с 76.2-мм пушкой М1 их (и
только их, а не все типы «Шерманов» до войны 1956г, как
это указано в статье) стали называть "Шерман" М1. При этом
танки модели М4А1Е8, имевшие подвеску HVSS и 24-дюймовые
гусеницы, стали называться "Супер Шерман" М1 или просто
"Супер Шерман". Всего Израиль получил из Франции в июле-октябре
1956г 48 "Шерман" М1 и 40 "Супер Шерман".
Французская 75-мм пушка танка AMX-13 имеет во Франции обозначение
не VO-1000 (1000м/с - это НС её снаряда), а CN75-50. В Израиле
её стали называть М50, отсюда и танк с этой пушкой - "Шерман"
М50. Для их изготовления служили танки "Шерман" модели М4А3,
причём первые 50 имели подвеску VVSS и карбюраторный двигатель
"Континенталь" R-975, а все остальные - подвеску HVSS и
460-л.с. дизель "Кеминс" (Cummins). В западной литературе
эти модели именуются "Шерман" M50 Mark1 и "Шерман" М50 Mark2
соответственно, но в израильской печати данных обозначений
я не встречал. Возможно, их именовали М50 "Континенталь"
и М50 "Кеминс". Танки М50 Израиль не приобретал во Франции,
как сказано в статье, а изготовлял сам, но опытный образец
был действительно создан во Франции. Всего к 1964г построено
300 танков М50.
Французская 105-мм CN-105-F1 с длиной ствола 56 калибров
(НС кумулятивного снаряда - 1000 м/с) была укорочена на
1.5 м (до 44 калибров, НС снизилась до 800 м/с), оснащена
дульным тормозом и получила обозначение М51, а оснащённые
ею танки - "Шерман" М51. Они имеют литой корпус "Шерман"
модели М4А1, подвеску HVSS, 24-дюймовые гусеницы и дизель
"Кеминс". Всего построено 180 таких танков.
Что касается названий "Супершерман" для М50 (или и для
М50, и для М51) и "И-Шерман" для М51 - то они использовались
в западной литературе в тот период, когда оригинальные израильские
названия были неизвестны. Название М51HV также не использовалось,
тем более что подвеску HVSS имели и часть танков моделей
М1 и М50.
Оснащение израильских «Шерман» пушками Круппа.
50 7.5-см (75-мм) полевых пушки Круппа (времён Первой мировой
войны) были куплены в Швейцарии в августе 1948г, прибыли
в Израиль с сентября по декабрь 1948г. Оснащение ими танков
"Шерман" (оригинальные 105-мм гаубицы М4 которых были выведены
из строя и требовали длительного ремонта при наличии запчастей)
началось в начале 1949г, а первый такой танк передан в войска
в апреле 1949г, уже после окончания Войны за Независимость.
На октябрь 1949г в строю по прежнему находился всего один
такой танк. Всего же пушками Круппа были перевооружены 6
"Шерманов" (из 7 планируемых). Однако в середине 1950г во
Франции удалось купить 50 американских 75-мм танковых пушек
М3 и работы по установке крупповских пушек на "Шерманы"
были прекращены, а уже переоборудованные танки позднее были
вновь перевооружены отремонтированными в Израиле гаубицами
М4.
Импорт танков «Шерман».
В сентябре 1948г 41 "Шерман" (огневой поддержки, со 105-мм
гаубицами) куплен в Италии. До января 1949г 30 из них доставлены
в Израиль (10 прибыли 17.11.48, 12 – 24.11.48, 8 – 03(или
04).01.49), остальные конфискованы итальянскими властями.
Всего же в 1948-49 гг в Италии, Франции и на Филиппинах
куплены 51 "Шерман" (по другому источнику - 51 только в
Италии и на Филиппинах). Кстати, около 60 «Шерман» были
куплены в Италии в декабре 1948г Египтом. Однако, они не
только не успели принять участие в войне 1948-1949гг, но
и в большинстве своём были небоеспособны и через год после
завершения войны.
В 1951-54 гг закуплены 181 "Шерман" (в т.ч. 120 - в 1954г,
из них 40 в Великобритании и 68 на Филиппинах), в 1955 -
10, в 1956 - 160 (из них 120 во Франции, включая 40 "Супер
Шерман"(20 прибыли 20.08.56, 20 – 27.09.56) и 48 «Шерман»
М1(17 прибыли 20.10.48, 31 – 27.10.48)), в 1957 - 40, 1958
- 8, 1963г - 49, 1964г - 113, 1965г - 3. В 1959-1962, 1966гг
и позднее закупок "Шерман" не проводилось. Кроме закупок
танков во Франции в 1956г, в большинстве случаев речь шла
о покупке металлолома, с последующим укомплектованием, ремонтом
и модернизацией в Израиле.
Кроме того, в 1956 и 1967гг имел место захват танков "Шерман"
(включая с башней FL10 от танка AMX-13) в качестве трофеев.
Так, в 1956г Египет имел на Синае 66 "Шерман", в 1967г -
62 (ещё одна ошибка данной статьи, поскольку утверждается,
что к 1967г "Шерманов" в Египте давно уже не было). В обоих
случаях почти все они были захвачены израильскими войсками.
Танки с разрушенной башней или с башней FL10 использовались
для переоборудования в машины иных типов (САУ, учебные танки
и т.п.). Кроме этого, в 1951г в Великобритании куплены 21
истребитель танков М10 (прибыли в Израиль в январе-апреле
1952г, в боевые части переданы только с конца 1955г), в
1957г - ещё 30, в 1960 - ещё 50, итого 101 М10. Эти машины
производились на базе танков "Шерман" моделей М4А2 и М4А3,
поэтому в Израиле часто включались в общую с танками статистику.
Участие танков «Шерман» в арабо-израильских
войнах.
В войне 1948-1949гг использовалось не более 2 боеспособных
танков «Шерман» одновременно. Основная причина – отсутствие
исправных танковых орудий. Первый из отремонтированных «Шерман»
первое время был вооружён 20-мм зенитной пушкой «Испано-Суиза»,
на ствол которой была одета труба, чтобы придать ей вид
настоящего танкового орудия. Ещё 1-2 «Шерман» бывших на
ходу, но без пушек, использовались как учебные и тягачи.
На 01.03.49 в строю были 6 танков "Шерман" (из них 3 -
без пушек), ещё 23 - в ремонте. К лету 1949г в строю были
9 танков "Шерман" (из них 4 - без пушек), ещё 21 - в ремонте.
В 1950г в Израиле 43 боеготовых "Шерман", в 1953 – 87. На
1.10.56 - 88 (75 М3 и 13 М4), 26.10.56 - 144 (79 М3, 13
М4, 12 М50, 40 "Супер Шерман"), 29.10.56 - 169 (79 М3, 13
М4, 25 М50, 40 "Супер Шерман", 12 М1, а ещё 36 М1 были на
стадии проверки после прибытия из Франции).
В войне 1956г с израильской стороны принимали участие 122
танка "Шерман" (56 М1 и М3, 25-28 М50 и 28 "Супер Шерман"
М1), а общее их колличество в Израиле превышало 180. Однако
стоит отметить, что никакие 100 М50 из Франции в Израиль
не пребывали (как это указано в статье). В период июль -
октябрь 1956г Франция перебросила в Израиль 120 AMX-13,
48 "Шерман" М1 и 40 "Супер Шерман". По роте М50 имелось
к началу боёв как раз в 7-ой и 27-ой бронетанковых бригадах
(брт бр), а 37-я брт бр их не имела, в отличие от того,
что сказано в статье.
Что касается штатов брт бр, то в конце августа он был определён
так:
- батальон танков «Шерман» в составе двух рот «Шерман»
М3 и одной «Шерман» М50 (по 14 танков в роте), одной роты
«Супер Шерман» (12 танков в роте) и штабной роты (4 танка
«Шерман» М4 и 1 танк «Шерман» М3 командира батальона). Итого
59 танков.
- батальон танков AMX-13 – 3 роты по 14 танков и танк комбата
в штабной роте. Итого 43 танка. Кроме этого, в составе батальона
было отделение джипов и отделение 81-мм миномётов.
- механизированный пехотный батальон («хермеш») – 4 пехотных
роты на полугусеничных БТР (в каждой роте – отделение 81-мм
миномётов) и рота огневой поддержки в составе смешанной
батареи противотанковых пушек (8 6-фунтовых (57-мм) и 17-фунтовых
(76.2-мм) орудия), батарея (4 ствола) 120-мм миномётов и
взвод подрывников.
- моторизованный пехотный батальон («харман») – 4 пехотных
роты на грузовиках (по 3 пехотных взвода и взвод оружия)
и рота огневой поддержки в составе противотанковой батареи
(4 6-фунтовых орудия), взвод станковых пулемётов, взвод
81-мм миномётов и взвод подрывников.
- разведрота в составе взвода джипов (12 штук), 3 разведвзвода
на БА «Скауткар» и отделение 81-мм миномётов.
- Рота снабжения, ремонтная рота, медицинская рота и взвод
военной полиции.
Стоит отметить, что хотя в войне 1956г с израильской стороны
участвовали 2 дивизии, они лишь управляли действиями входивших
в них бригад. В вопросах материально-технического обеспечения
каждая бригада была автономна. Кроме того, формирование
бригад по вышеуказанным штатам не было завершено. Если 7-я
бригада (регулярная) была более не менее укомплектована,
то положение 27-ой и 37-ой резервистских бригад было куда
более тяжёлым, особенно – 37-ой бригады.
В период 1952 - 1954гг "Шерман" был единственным типом,
а до конца 60-х гг оставался самым массовым типом танков
в АОИ. Вот данные по моточасам, выделенные на учения танков
"Шерман" в 1959-1965гг, в сравнении со всем танковым парком:
год |
Общее число моточасов |
Моточасы танков «Шерман» |
Процент |
1959 |
24406 |
19239 |
78.8 |
1961 |
28901 |
18533 |
64.1 |
1963 |
28733 |
16868 |
58.7 |
1965 |
31388 |
16894 |
53.8 |
На март 1957г в АОИ имелось 183 боеготовых «Шерман» (а
всего - 203), в 1958г - 405 (включая 51 истребитель танков
М10), в 1962 - 487 (включая 101 М10), к началу 1967г - 522
(М10 сняты с вооружения).
В войну 1967г он составлял 46% танкового парка и около
56% парка средних/основных танков. К началу боёв боеготовыми
являлись 515 «Шерман» (107 М1, 231 М50 и 177 М51) из 1114
танков всех типов (реально танков было несколько больше;
так, из 250 М48 только 117 числились боеготовыми, а из 385
"Центурион" - 293).
К войне 1973г Израиль имел 341 "Шерман" М50 и М51 из общего
парка в 2029 (2032 по другому источнику) машин. Кстати,
в отличии от сказанного в статье, к началу боёв все израильские
М48 были доведены до уровня М48А5 (М48А3 со 105-мм орудием).
Кроме «Шерман», М48А5, М60А1, и "Центурион" Израиль имел
около 154 (147 или 151 по другим источникам) Т-54/55. США
же начали поставку танков М48 и М60 в Израиль уже после
окончания войны, а не во время её, как сказано в статье.
«Шерман» сняты с вооружения вскоре после войны 1973г (так,
справочник IISS сообщал о наличии 200 "Шерман" М50/М51 до
издания за 1975/1976гг включительно, причём в последнем
указывалось - "в процессе переоборудования в САУ"). Что
касается различных машин на базе "Шерман", то возможно они
состоят на вооружении резерва и поныне, например 155-мм
САУ и 160-мм самоходные миномёты (СМ). Так, IISS за 2001/2002
гг сообщает о наличии у Израиля 150 155-мм САУ L-33 и 240
160-мм миномётов, часть из которых - СМ. Справочник JCSS
за 2000/2001 гг также сообщает о наличии у Израиля 155-мм
САУ L-33 и М-50 (не путать с танком М50), 160-мм СМ и противорадиолокационных
ракет "земля-земля" "Кахлилит", также на базе "Шерман".
Реэкспорт танков «Шерман»
Справочник SIPRI упоминает поставку 10 машин в Уганду примерно
в 1970г, заказ на несколько "Шерман" в 1983г Гондурасом
(скорее всего, не осуществлён) и поставка 30 машин в 1987г
в Чили (всего последняя имела на середину 90-х гг около
100 "Шерман", но часть могла быть куплена и из других источников).
Христианским ливанским милициям, а затем и "Армии Южного
Ливана" передавались главным образом не М50, а М51 (а с
конца 80-х гг - Т-54/55).
Источники комментариев:
1. Амицур Илан "Эмбарго. Мощь и перелом в Войне за Независимость"
("Эмбарго. Оцма вэ-hахраа бэ-мельхемет тав-шин-хет", иврит,
1995г).
2. Амиад Брезнер "Зарождение бронетанкового корпуса" ("Ницаней
hа-шеръён", иврит, 1995г).
3. Амиад Брезнер "Рыцарские кони. Развитие израильского
бронетанкового корпуса в 1949-1956гг" ("Сусим абириим",
иврит, 1999г).
4. Ицхак Гринберг "Счёт и сила. Военный бюджет в 1957-1967гг"
("Хешбон вэ-Оцма", иврит, 1997г).
5. Моше Бар-Кохба "Стальные колесницы" ("Меркавот hа-плада",
иврит, 1989г).
6. Моше Гивъати "В их руках закалялась сталь. История МАША-7100,
1948-1996гг" ("Бэ-ядейhем хушля hа-плада", иврит, 1998г).
7. Ежегодные отчёты IISS, SIPRI, JCSS.
|